«Большой» не видится на расстоянии

Фильм «Большой» стал большим разочарованием. От такого мастера, как Валерий Тодоровский, зритель вправе был ожидать атмосферного кино, а от места действия (или места стремления главных героев) — Большого театра — достойной драмы, яркого конфликта или, по крайней мере, интересной истории. Но не случилось.

Фильм Тодоровского про балет Большой 2017, Фильм про балет Большой 2017 смотреть, Фильм про балет Большой 2017 онлайн, Фильм про балет Большой 2017 скачать

Фильм представил обычную рутинную жизнь танцовщиков. То есть буквально повседневку, в самых скучных ее проявлениях. Не было ожидаемого рассказа о том, что это огромный труд, тяжелое преодоление себя во всех смыслах, бесконечная преданность профессии и бескомпромиссное стремление к ее вершинам.

Для нас, обычных людей, балетные артисты являются некими небожителями и, конечно же, хотелось бы увидеть закулисье профессии. Хотя бы немного прикоснуться к этому миру, понять его сложности, открыть какие-то секреты. Ждали действительно открытий, так как фильмов на такую тематику в нашем кинематографе не было. А из зарубежных на память приходит только фильм Аронофски «Черный лебедь», где автору, как раз, в полной мере удалось показать одержимость балетной артистки. Конечно, эти фильмы не сопоставимы ни по жанру, ни по содержанию, ни по форме донесения. Речь идет только о накале страстей и их достойной кинопередаче, что у Аронофски получилось, а у Тодоровского — нет.

Не получился даже основной конфликт — главной героини Юлии Ольшанской из Шахтинска и ее «противницы» — москвички Карины Курниковой. Две главные героини вяло противостоят друг другу. Да даже и не противостоят, а просто учатся, подрастают, плавно доходят до момента, когда выбирают Приму выпускного спектакля, и тут все решение конфликта берет на себя мамы Карины. Мама с задачей справляется, и ее дочь благополучно выступает на сцене Большого театра. Вот, собственно, и вся основная линия.

Но самое интересное, что при этом Ольшанская не вызывает никакого сочувствия, а Карина — отторжения. Так как Карина не подлая, не наглая, а очень трудолюбивая и целеустремленная. Она пришла в большой балет осознанно, много работала, достигла высокого профессионализма и логично стремилась к яркой карьере.

Фильм Большой 2017 смотреть онлайн, Фильм Большой 2017 скачать, Фильм Большой 2017 сеансы, Фильм Большой 2017 купить билет

В противовес ей, Юля Ольшанская не родилась и не росла с мечтой о балете. Она попала в балет случайно, а вот балет в нее, видимо, так и не попал. За все годы пребывания в училище она никак не трансформировалась от соприкосновения с такой тонкой профессией, так и оставшись девочкой, которая постоянно говорила: «ЧО!?» То есть девочку из Шахтинска вывезли, а Шахтинск из девочки — нет. Это не хорошо и не плохо. Для нашей жизни это стандартная история. Для жизни – да, но для фильма с такой высокой драматической задумкой  такое статичное состояние героини оказалось губительным.

Юля — не Аврора и не Прима, ни по своему внутреннему миру, ни по своей психофизике! Два с лишним часа экранного времени так и не смогли убедить в обратном. Более того, пришло убеждение, что Юля – это не балет, и (о, ужас!) она даже не кордебалет!

А конец истории, где Карина, возвращает Юле шанс выступить на сцене Большого театра, благородно «исчезнув», очень странен, и воспринимается полным бредом. Такое может быть где угодно, но только не в балете. Слишком труден и долог путь к вершинам этого искусства и слишком коротким является срок пребывания в профессии для того, чтобы так бездумно и безумно распорядиться своей судьбой. Любой консультант из мира балета не принял бы такого сценарного хода.

Если говорить об остальных недостатках, то странно выглядела работа оператора и/или монтажера, который просто забил экран крупными планами и утомил бесконечными губами, зубами, глазами. Съемки актеров по пояс часто мешали посмотреть репетиции и танцы. Наверно, такой подход был призван прикрыть некие несовершенства движений, но это явно было не лучшее решение.

Непонятно, на чей счет (сценариста, режиссера или монтажера) отнести появление Юлиных воспоминаний в самых нелогичных местах. Также буквально киноляпом выглядит разговор героинь об интимном, в душевой комнате, через перегородку. Вроде как их только двое, хотя до этого показали, что все душевые кабинки заняты балеринами. Дверей нет, только занавески, а значит и слышно всем.

В общем, разбирать можно до бесконечности, но… как всегда, всех спас профессионал, а именно — Алиса Фрейндлих. Ее Белецкая великолепна и в Альцгеймере, и без него. Болезнь даже дала актрисе дополнительный простор для творчества. Хотя такой сценарный ход сомнителен. Дело в том, что творческие люди практически не подвержены этой болезни, и танцоры тоже, так как у них мозг тренирован гораздо больше, чем тело.

Большой фильм Валерия Тодоровского смотреть, Большой фильм Валерия Тодоровского скачать, Большой фильм Валерия Тодоровского онлайн

Александр Домогаров в роли спившегося танцовщика Потоцкого тоже «отвратительно» убедителен. Хотя его роль плохо сценарно прописана, и появляется он в фильме в воспоминаниях Юли, в тех же нелогичных местах и невнятных эпизодах.

Отдельное спасибо за появление на экране Валентины Теличкиной, пусть и в эпизодической, но отлично сыгранной роли.

И, в заключение, хочется вспомнить слова одной из балерин, которой в фильме «Большой» пришлось покинуть профессию и стать костюмером, так как у нее выросла непозволительно большая для балета грудь. Она говорит: «Это для балета у меня грудь большая, а для жизни — так себе». Так вот, перефразируя это высказывание, в качестве резюме можно добавить: «Это для нашего кинематографа фильм «Большой», а для Большого театра – так себе».

Маргарита Боярская


Другие статьи

Оставьте комментарий

*