Мартин Иден. Самый необычный роман Джека Лондона
«Мартин Иден» — роман Джека Лондона (личность которого достойна не одной статьи, но сейчас не об этом). На мой взгляд, роман является одним из лучших произведений данного писателя, в первую очередь потому, что здесь подробно показан процесс взросления личности.
Главный герой на период начала романа представляется своего рода ребенком (хоть и, безусловно, великолепно физически развитым) — он, хоть и имеет за своими плечами неплохой опыт хождения по морю, но развивался, по сути, в замкнутом и довольно ограниченном мирке. Вы спросите: что же подтолкнуло молодого моряка к самосовершенствованию? Ответ, довольно банален – Любовь… Но книга отнюдь не о Любви, пускай Любовь и показана здесь, как своего рода стимул, рычаг для дальнейшего развития.
Мартин вдохновенно читает, делает первые шаги на пути к своей мечте – стать писателем. Словно пытаясь доказать миру, обществу, возлюбленной — при желании и усердии любой человек может стать, кем угодно. Разве проблема самореализации не актуальна и в наше время? Но увы, главный герой натыкается на стену непонимания, упреков. «Все окружающие при этом советуют ему не маяться дурью и найти нормальную работу».
У вот, наконец, усилия героя были вознаграждены — его начинают печатать и с охотой выдавать в тираж произведения, которые до этого редакторы даже не удосуживались прочитать. Здесь можно привести слова самого Мартина: «…тогда я был тем же самым Мартином Иденом — и как человек, и как писатель. […] Никаких новых талантов, никаких новых добродетелей у меня нет. […] Ценность моей личности не увеличилась с тех пор, как я жил безвестным и одиноким. Я только удивляюсь, почему я вдруг стал всюду желанным гостем? Несомненно, что нужен людям не я сам по себе, потому что я тот же Мартин Иден, которого они прежде знать не хотели. Значит, они ценят во мне нечто другое, нечто такое, что вовсе не относится к моим качествам, что не имеет со мной ничего общего».
Данный отрывок как нельзя лучше иллюстрирует, насколько же мы в плену стереотипов. Ответьте честно для себя: многих ли писателей вы открыли для себя сами, не под влиянием знакомых, друзей, всевозможных рейтингов? А сколько писателей остановилось, так ни разу и не выйдя в печать?
Безусловно, на содержание романа повлияли ранние годы Джека Лондона — он, как никто другой, мог рассказать о произволе и безразличии редакторов. И здесь устами главного героя говорит сам Лондон, пусть слегка озлобленно, но до чего же метко: «Редакторы, их помощники, рецензенты — вообще все те, кто читает рукописи, — это все люди, которые некогда хотели стать писателями, но у которых для этого не хватило пороха».
Но парадокс этой книги заключается как раз в том, что обретя признание, главный герой не обрел счастья… Он получает приглашения от людей, которые совсем недавно высмеивали и презирали его, ему глубоко противна такая смена мнений и приоритетов под влиянием его известности. Его уже ничего не радует, и он отправляется в круиз. На мой взгляд, Мартин в этот момент уже выбрал свою судьбу. Он выпрыгивает за борт, набирает в легкие воздуха и ныряет на глубину — так же, как когда-то нырнул в пучину литературы и знаний. Быть может, там он нашел покой и счастье?
Данный роман оставляет после себя множество вопросов, и один из них, нередко поднимаемый в литературе — вопрос так называемого «Горя от Ума». Ведь на момент начала произведения главный герой был доволен собой и окружающей его действительностью, пусть он и не был интеллектуально и духовно развитым человеком. А что же мы видим в конце? Популярный молодой писатель, обремененный громадным багажом интеллектуальных знаний, кончает жизнь самоубийством…
Ваня Elvis
Скачать книгу можно по ссылке:
4 комментария для “Мартин Иден. Самый необычный роман Джека Лондона”