What For? интервью о новом альбоме, истории и питерском рок-андеграунде

В середине февраля редакция нашего сайта поговорила с ребятами из Санкт-Петербурга, группой «What For?». Вот что из этого получилось.


— Вы поете на русском языке, почему же название на английском? Расскажите историю его появления, что вы вкладывали, какие смыслы, когда принимали решение назвать коллектив именно так.

— «What For?» в переводе с английского звучит как «Зачем?», «С какой целью?», «Для чего?», «В чём смысл?». Мы считаем, что эти вопросы одни из наиболее важных в человеческих решениях. Мы всегда должны понимать, зачем мы что-либо делаем, каковы будут последствия наших поступков, и к чему должен привести наш путь. Не зря многие философы считают, что вопрос смысла жизни является основополагающим. Выбрали же английское написание из-за более интересной фонетики и более широкого смысла, нежели у простого русскоязычного «Зачем?», а также потому что во времена образования коллектива англоязычные названия были в моде.

— История создания группы «What For?». Это была спонтанная встреча близких по духу людей или скрупулёзный подбор единомышленников методом проб и ошибок?

— Мы считаем, что группа была сформирована в конце декабря 2011 года, когда я встретился с Павлом Парингом на реп.точке на «Красном Треугольнике», показал ему свои наработки, и он ими проникся. С тех пор состав коллектива не единожды менялся, музыканты появлялись и исчезали, но Павел, даже в периоды когда не играл в группе, всегда что-то мне подсказывал и советовал. Он внёс весомый вклад и в работу над этим релизом.

— Ганнибал является для вас только лирическим героем, как метафора, или же история Ганнибала Барки вам близка по духу? Величайший полководец и в то же время величайший неудачник с трагичной судьбой не часто становится источником вдохновения.

— Человеческая история в целом вдохновляет и должна вызывать интерес. Как ни крути, мы движемся по спирали, наш век состоит из взлётов и падений, сменяющих друг друга по мере движения в будущее. Но в нашем случае мы не то чтобы вдохновлялись Ганнибалом Барка как личностью.

Мы в «What For?» очень любим работать с фразеологизмами, поговорками, притчами и крылатыми фразами. Как известно, фраза «Ганнибал у ворот» используется для обозначения всем очевидной и близкой опасности, её применение в дискуссии означает, что любые другие обстоятельства меркнут перед этой угрозой.

Опять же, бытует мнение, что Ганнибал на самом деле не планировал входить в Рим, а его осада была не более, чем отвлекающим маневром. Опасностью для Рима в каком-то смысле стал не сам Ганнибал, а страх перед ним, который и сыграл Ганнибалу на руку. Впрочем, это далеко не единственная мысль, заложенная в этом релизе, и я бы не хотел раскрывать их все. Пусть слушатели сами решают, что они вынесли для себя из этого альбома.

— Возвращаясь к теме вашего альбома «Ганнибал у ворот», возник закономерный вопрос: «Карфаген должен быть разрушен?»

Это, кстати, тоже интересная крылатая фраза. В нашем понимании, если считать «разрушение Карфагена» заветной целью, то, разумеется, нужно предпринимать все действия для её достижения. В рамках правового поля, конечно же. Иначе любая ваша мечта, какой бы возвышенной она ни была, лишена смысла. В нашем арсенале, кстати, есть композиция и об этом. Она так и называется «Карфаген». Возможно, мы её тоже когда-нибудь выпустим, если не решим к тому моменту, что мы её переросли.

Во многих ваших песнях чувствуется протестный социальный подтекст. Рок должен быть таким или это совпадение и личная позиция автора?

Музыка, как и любое другое искусство, рождается из конфликта. В случае рок-музыки социальное недовольство как источник вдохновения встречается чаще всего. Мы не исключение. Отчасти поэтому в своё время рок был столь популярен среди молодёжи. Молодая кровь всегда требует бунта. А рок как раз эту кровь подогревал. Сейчас музыка протеста несколько иная. И рок стал по большей части другим. Да и мы бы не сказали, что мы ориентируемся на какую-то протестную аудиторию. Мы выражаем свою позицию. Делимся своими чувствами. И, конечно же, «никого не призываем к противоправным действиям».

— А на какую аудиторию ориентируетесь вы?

У нас довольно сложные взаимоотношения со слушателями. Есть люди, которые с нами «на одной волне».

Нам этого достаточно. Если кто-то чувствует, что им наше творчество близко и цепляет за струны души — отлично, добро пожаловать. А если нет, то какой смысл друг под друга подстраиваться? Как пел в своё время Рома ВПР: «Оставаться честным к себе — вот то, без чего нельзя».

Есть три известных группы, сочетающие в себе глубокую лирику и острые темы, поднимаемые в песнях: «Lumen», «Союз Созидающих» и «Адаптация». Кто вам ближе по внутреннему состоянию?

— «Адаптация» оказала достаточно сильное влияние на наше творчество. Я был на их последних концертах. В юности у меня даже был пунктик — пожать Ермену Анти руку за его творчество. Я с этой задачей справился.

К слову, закрытие «Адаптации» стало предметом многих споров, и я считаю, что Ермен правильно поступил, завершив проект и поставив жирную точку в своём манифесте. Тем не менее, я верю, что когда мир вновь изменится, нас ждёт очередной виток его творчества.

Также на нас сильно повлияла «Гражданская Оборона», Янка Дягилева, Александр Непомнящий.

— Важен ли экзистенциализм в текстах или все же сила поэзии — в конкретике и ясном посыле?

— Сила поэзии в первую очередь в том, чтобы автору умудриться обернуть свою мысль в такую форму, что она вызовет сильные эмоции у публики. Конкретика и ясность посыла — это же относительные вещи. Что ясно одному, как божий день, то для другого — дремучие заросли скрытых смыслов. Тут главное не уходить в дебри вопросов «Что же хотел сказать автор?», гораздо важнее спросить себя: «Как я это понимаю и что из-за этого чувствую?». Эти вопросы гораздо значимей.

— Какие три книги и три музыкальных альбома вы бы посоветовали нашим читателям?

— Из книг я бы рекомендовал Филипа Дика «Убик», Энтони Де Мелло «Когда Бог смеётся», ну и «Экклезиаста», пожалуй.

Музыку я в последние годы слушаю в основном зарубежную. Громкие релизы и так у всех на слуху, о них нет смысла говорить. Поэтому я рекомендовал бы чуть более специфичную музыку из разряда «не для всех», которая заслуживает большего внимания, чем имеет: Anti-Flag “20/20 Vision”, Grandson “Death Of An Optimist”, Puscifer “Existentional Reckoning”. Если кому-то понравится, я буду очень рад.

— У рок-коллективов обычно спрашивают, с кем из великих или просто известных группы они хотели бы вместе выступить или записать песню. Но мы пойдем иным путем. Расскажите о неизвестных группах, с которыми вам приходилось делить сцену или участвовать в совместном творческом процессе. Кого вы можете особо отметить из коллег по музыкальной среде Санкт-Петербурга?

— Так уж вышло, что мы появились на местной сцене в начале 2010-х. Это был очередной период заката «питерского андеграунда». В 2015 питерский андеграунд умер, чтобы вновь возродиться в том виде, в каком он существует сейчас.
Мне много кто запомнился. Но подавляющее большинство коллективов уже давно канули в лету. Могу отметить из ныне живых коллективов «Урсус», «Sot-75» и особенно «FAЙL».

«FAЙL» — достаточно специфичный проект с непростой судьбой, к року имеет весьма отдаленное отношение, но Алексей Воронов — очень интересная творческая личность.

— Сейчас довольно модно выпускать синглы, почему вы решили сразу дать старт полноформатным альбомом?

— Мы не считаем данный релиз прямо совсем уж полноформатным альбомом. Это скорее мини-альбом. Но мысль, выраженная в этих 5 треках, является для нас завершённой и цельной. И именно поэтому мы решились на релиз в таком формате. Отдельно выпущенная песня из «Ганнибала у ворот» не могла создать достаточный контекст для глубокого восприятия и более многогранного понимания заложенных в этот релиз мыслей. Это наше мнение как авторов, разумеется. С ним можно не соглашаться.

— Дайте три совета тем, кто только начинает свой творческий путь.

Во-первых, обращайте внимание только на конструктивную критику. Любая музыка не может нравиться всем. Но поскольку музыка — это не только искусство, но и ремесло, некоторые советы могут быть весьма уместны.

Нам часто говорят, что у нас не те тексты, глупое название и вообще, почему мы не играем металл. Но мы знаем, что это именно те тексты, именно то название и именно тот жанр, которые нам нравятся. Просто слушатель не тот. Своя аудитория всегда найдется.

Во-вторых, не останавливайтесь. Постоянно развивайтесь. Слушайте разное. Пробуйте разное.

Ну и в-третьих, не бойтесь облажаться. В начале пути все лажают. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Многие люди так и не решились начать свой путь из-за перфекционизма. А дорога, как известно, возникает под ногами идущего. И только так, других вариантов нет.