Анна Ар о дураках, дорогах и рок-музыке

1. Расскажите немного о себе. Анна Ар это проект одного человека или за вами стоит команда?

Анна Ар это я, и это не проект. За мной нет команды. Есть только один человек, который иногда помогает мне с пиаром, куда-то там размещает мой альбом, потому что сама я это чисто психологически не тяну, мне сложно себя пиарить.

2. У вас недавно была премьера альбома «Дурак и дорога». Расскажите историю создания этого релиза.

Этот релиз получился случайно. Я пришла в студию записать одну песню. Настроилась быстро, звукорежиссёр выставил микрофоны, я взяла гитару и сыграла с первого дубля. Звукорежиссёр говорит: “Давай ещё что-нибудь запишем, время есть”. Я записывала новые песни, одну за одной. На песне “Дурак и дорога” потратила энергию под ноль, всю разом за три минуты. Чувствую — всё, вот сейчас стоп. Я поняла, что даже аккорды уже не могу ставить. Поэтому следующие песни остались пока незаписанными.

3. Где и как вы записываете свои песни, это домашняя студия или пишитесь где-то на стороне? Как происходит творческий процесс, какие любопытные случаи происходили в процессе создания музыки?

Я раньше писалась дома на диктофон, но сейчас предпочитаю студию. Запись песен — это не тот этап работы, на котором мне нужно действовать самостоятельно. Звукорежиссёр берёт на себя все технические моменты, и мне можно сосредоточиться на песне. После собственно записи там ещё много работы, одна только разгонка по громкости требует таких навыков, которых у меня нет, я проверяла. Запись песен — это уже не совсем творческий процесс, не сочинительство. Самое главное — найти того, с кем удобно работать. Однажды я шла на новую для меня студию, и мне пришлось с гитарой на спине взбираться по пожарной лестнице на пятый или третий этаж — точно не помню, но это был верхний этаж невысокого старого дома. По внешней железной лестнице, понимаешь? Шел ливень, дул штормовой ветер, лестница скрипела и колыхалась, я поднималась наверх с гитарой. В конце пути меня ждала балконная дверь — вход в студию.

4. Как вам современная музыка? Что слушаете, кого можете отметить?

Я слушаю не так много новой музыки, как мне бы хотелось. Из современного мне нравятся Imagine Dragons. Думаю, Muse и Rammstein, тоже можно назвать, это актуальные выступающие коллективы — их я слушаю с не меньшим удовольствием, что и десять лет назад. Мне интересно направление “singer-songwrighter” — “автор-исполнитель”. Самый известный в этом жанре, пожалуй, Эд Ширан, его многие знают. Мне нравится то, что он делает, и вообще многие исполнители этого жанра нравятся, но по-настоящему зачаровывает меня только один “сонграйтер” — это Лера Линн.

5. Писать песни нужно, когда пишутся или все же стараться, даже через силу, реагировать на актуальные темы?

Кому как. Я не реагирую на актуальные темы. Это не принципиальная позиция, просто меня они, видимо, не зажигают. Конечно, писать нужно, когда пишется.

6. Сколько песен в год вы пишите и сколько в итоге представляете на суд слушателя?

Раньше я публиковала примерно половину из написанного. Сейчас пишу много, но если чувствую, что не нравится, то бросаю на полуслове. Перестаю чувствовать поток — заканчиваю. Слова, которыми у нас принято описывать отношения автора и публики, просто великолепны. “Суд слушателя”, да. Я понимаю, что цепляюсь к словам, что это фигура речи, но она отражает убеждение, глубоко укоренённое в нашем сознании. Сочинительство у нас — дело предосудительное. Написал что-то — уже бунтарь, уже виновен, будем разбираться. Написал — будешь отвечать. Кроме того, значительная часть публики абсолютно убеждена, что если кто-то что-то сделал, то только для того, чтобы ей угодить — другой цели просто не может быть. Но это не всегда так.

7. Сейчас музыкальные телеканалы, радиостанции заполнены попсой. Как вы думаете, почему в современном творчестве так много безвкусицы?

С массовой культурой всё в порядке, она всегда такой была. Мне кажется, надо понимать, какое место музыка занимает в жизни обычного человека. Вот он с работы едет усталый, на дороге пробка, надо купить памперсы и хлеб, а в выходные полку прибить. Ему по радио ставят что-то ненавязчивое, наивное. Массовая культура обслуживает потребность человека в фоновом шуме. Из фонового шума не должны раздаваться сложносочиненные выкрики, это правильно. За любым сложным контентом человеку приходится самому ходить, совершать усилие. Кроме того, вот это “посложнее, поинтереснее” для каждого своё, каждый ищет то, что ему сейчас нужно.

8. Какое направление в музыке сейчас наиболее популярное у нас в России, на данный момент?

Я, честно говоря, не очень слежу за трендами, так, иногда в такси что-то зацепляю, если там радио играет. Насколько я понимаю, популярна поп-музыка обыкновенная, немного рэпа. Песни про любовь, дорогие тачки, про то, что лучше быть богатым, а не бедным, про то, что если вас бросили, ты выпейте и потанцуйте.

9. Рок раньше был музыкой протеста…сейчас немного все поменялось, на какие темы есть желание у вас записывать песни?

Я не начинаю писать от темы, только от строки. Возникает строка, или две — на этом этапе уже всё понятно, потом просто дописываешь. Что касается протеста, то протеста против чего? Речь о политической позиции? А протест против обывательщины, пошлости — такой протест засчитывается? Времена меняются, использовать мерки позавчерашнего дня, наверное, не совсем правильно. Что касается конкретно меня, то я просто пою свои песни под гитару, наверное, это и не рок никакой вообще, не знаю. У нас есть такая русская народная забава: до драки выяснять, что такое рок, что такое андеграунд, что такое протест, что такое музыка, что такое творчество. Правильный ответ всегда — Борис Борисович Гребенщиков, остальное не дотягивает.

10. Важен ли для вас имидж? Или вы стараетесь просто быть собой?

Я никогда не придумывала себе имидж. Думаю, он нужен, это хорошая идея — создавать себе какой-то образ, как-то позиционировать себя. Но я ничего не могу поделать с тем, что во-первых, мне было бы скучно этим заниматься, во-вторых, я вижу в этом элемент нечестной игры. Сочинять себя для других? Придумывать рамки? Зачем я буду это с собой делать?

11. На что еще хватает времени, кроме занятий музыкой, есть ли другие увлечения?

Я ленивая, но инициативная. Пыталась бегать по утрам, но в первый же день, когда я бежала, мне хотелось пить, лаяла чья-то собака, наушники выскакивали из ушей. Оказалось, что бегать не так классно, как лёжа смотреть “Игру престолов”. Однажды я открыла бизнес по производству сувенирной продукции, но внезапно выяснилось, что надо её кому-то ещё продавать. Поэтому я просто заплатила налоги и закрыла дело, не заработав ни рубля. Теперь у меня на балконе лежат коробки с этой никому не нужной, но симпатичной сувениркой. При случае могу подарить. Однажды я тренировала память по какой-то древней индийской методике и выучила наизусть половину “Дао-де-Цзин”. Вторую половину не выучила, потому что надоело, и я решила, что память уже достаточно натренирована, хватит. Ещё я играла на бирже — вот за это мне стыдно. Но зато я была акционером “Газпрома”, и он даже платил мне дивиденды. Так что, увлечений у меня всегда много.

12. Почему вы решили выбрать именно этот жанр для своего творчества? Почему не рэп?

Я не выбирала. Просто научилась играть на гитаре, потом начала петь песни русского рока для ребят во дворе — каждую субботу человек по пятьдесят-сто собиралось слушать. Потом затянуло. Само как-то закрутилось. Не было каких-то изначальных целей, и сейчас нет.

13. В песне “Будда” есть куплет про коммуналку. Это метафора или реальный образ?

На момент, когда песня писалась, я действительно жила в коммуналке в районе Финляндского. Это было единственное жильё, которое я тогда могла купить. В моей жизни был период, когда я была очень бедна, мне пришлось много работать, чтобы выбраться из коммуналки в квартиру. Более того, мне пришлось много работать для того, чтобы сначала вообще забраться в эту коммуналку! Я начала откладывать деньги начиная с первого курса университета. Днём училась, а вечером работала барменом — помню, как читала книги под барной стойкой, готовилась к зачётам и экзаменам. Когда я приехала в Петербург, вложила все накопленные деньги в покупку коммуналки, чтобы с чего-то стартовать. Это решение далось мне очень тяжело, и многие друзья осуждали меня. “Серьёзно, Аня? Ты собралась жить как клошар, да и ещё вваливаешь в это кучу денег?” Сейчас же распространена вот эта дурацкая позитивная психология — ходи улыбайся, кайфуй, не думай о плохом, радуй себя. Позитив — это, безусловно, прекрасно, но не надо путать его с безответственностью. Короче, да, я действительно жила в коммуналке, у меня было сто штук соседей, все они были из мяса, а не из меди. Веселое время было, я ни о чём не жалею.

14. Есть ли какой-то философский смысл в ваших новых песнях, что вы хотели донести слушателям?

Я пишу себе. Мне интересно слушать и читать других авторов, которые тоже пишут себе, это всегда чувствуется. По-моему, самые честные вещи делаются именно так. Я уважаю позицию музыкантов, которые хотят именно донести людям что-то, но это не моё. Я пишу о том, что меня удивляет, будоражит, тревожит, веселит.