Взгляд на скандальную выставку Яна Фабра в Эрмитаже
На днях мы посетили нашумевшую выставку бельгийского художника Яна Фабра под названием «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты». И первое, что хотелось бы сказать по этому поводу — из-за чего весь сыр-бор? Ну доспехи из панцирей насекомых, ну картинки, написанные кровью, ну чучела животных. Во всем этом нет абсолютно ничего криминального, жесткого, антиэстетичного (хотя бабульки, смотрящие за порядком в залах Эрмитажа, судя по их лицам, придерживаются другого мнения).
Кто-то из ярых защитников животных высказал что-то типа «Я сходил на выставку и ушел в ужасе — там были трупы животных!» Возникает вопрос: почему никто не приходит в ужас от трупов животных в зоологическом м
узее? Трупы животных, выставленные в специальном месте, — это нормально, а вот чучела среди картин — это позор. И ведь это все-таки не скульптуры из человеческих тел Гюнтера фон Хагенса, которые действительно могут шокировать. Кстати говоря, лошади в доспехах, выставленные в рыцарском зале Эрмитажа, у защитников животных и поборников морали также не вызывают негодования. Впрочем, скандал вокруг выставки сыграл на руку Эрмитажу и Фабру, так как вызвал ажиотаж среди туристов. Вот и нам стало интересно посмотреть на работы Фабра как раз из-за шумихи вокруг них.
Ян Фабр является одним из самых известных современных художников. Его дед был знаменитым французским энтомологом, что, очевидно, оказало влияние на творчество Фабра — части насекомых и чучела животных являются самым распространенным материалом в его работах. Кроме того, художник известен своими картинами, написанными кровью, а также рисунками, выполненными шариковой ручкой.
Выставка Фабра в Эрмитаже интересна тем, что она вписана в постоянную экспозицию музея, и работы художника как бы вступают в диалог с классическими произведениями искусства. Так, например, рядом с натюрмортами фламандских живописцев Франса Снейдерса и Пауля де Воса, на которых изображена убитая дичь, разместились чучела животных Фабра, поедаемых черепами. Рядом с картиной Якоба Йорданса «Бобовый король», изображающей пир, висит работа Фабра «После пира короля», целиком выполненная из надкрыльев златок.
Кстати, эти картины Фабра из панцирей насекомых впечатляют не меньше чучел зверей. А больше всего нас, пожалуй, впечатлила инсталляция «Я позволяю себе истекать», представляющая собой силиконовую копию самого художника, который как бы врезается в репродукцию картины Рогира ван дер Вейдена.
Но есть и работы, которые, по нашему скромному мнению, имеют довольно сомнительную художественную ценность. Но этим грешит, наверное, большинство современных художников. А в общем и целом, на выставке есть, на что посмотреть, да и интересно походить по уже знакомым залам Эрмитажа, оживленным непривычными работами, контрастирующими с классической живописью. Поэтому сходить на выставку очень даже стоит. Продлится она до 9-го апреля, так что у вас еще есть время!
Была на выставке. Зверушки конечно жуткие.
Но ведь это же красиво тем не менее))
Страшно это