Как вести информационную войну?
Сейчас в сети бушуют дебаты после заявления Советника Министра обороны РФ Ильницкого по поводу информационной войны. Я посмотрел это видео и уверен, что его посыл не был правильно воспринят, а он в свою очередь не расскрыл свою мысль понятным языком. Позволю себе выссказать своё мнение по этому поводу и получить свою порцию камней со всех сторон.
Ильницкий очень правильно сказал, что невозможно выиграть информационную войну по правилам и на поле противника. Это правда и главным информационным оружием врага является его же детище — глобальная сеть Интернет. Мы все ощутили эффект в кратковременной перспективе, когда только блокировка страниц на платформе “Ютуб” многих российских СМИ и ЛОМов вызвала шок в нашем информационном пространстве и на какое-то время разрушила конструкцию информационной работы. А на войне побеждает тот, кто выигрывает время. Но есть и другие информационные платформы, развитие которых мы же сами и допустили, и стимулировали. Которые стали оружием манипуляции и одурачивания, к примеру — “Инстаграм”. И таких примеров множество.
Однако всё это не означает, что мы не должны на этом поле сражаться и держать оборону. Мы давно зашли на это поле и так просто с него не уйти. К примеру в настоящей войне если противник начал применять новое и эффективное оружие, то это не означает, что нам сразу нужно сдаться. Это означает только то, что нужно менять тактику, маневрировать и создавать свой аналог этого оружию.
У нас пока что нет аналога этому оружию, поэтому нужно исходить из реалий. Не считаю себя великим экспертом в информационных войнах, но поскольку это мой канал и кому-то интересны мои мысли, то позволю себе ими поделиться.
1) Мы обязаны держать оборону, находясь на поле противника, на которе нас затянули задолго до этой войны. Поэтому не соглашусь со спикером и скажу, что мы обязаны демонстрировать свои успехи на фронте ровно так же, как и неудачи противника. Ильницкий правильно сказал, что информационная война, она же и ментальная, идёт в первую очередь за умы людей, а во вторую – за их поведение. Если мы не покажем людям свою версию происходящего, то за нас это сделает наш враг, чем повлияет на мировоззрение и поведение людей.
2) Мы обязаны и контратаковать, находясь на поле противника. Отвлекать врага своими информационными диверсиями, вводить в заблуждение его солдат и офицеров и т.п. Мы обязаны перехватывать инициативу и заставлять противника обороняться иначе всё своё время он будет тратить на удары по нам.
3) Пока мы находимся в обороне с переходом в локальные контрнаступление, нам нужно менять тактику и создавать своё поле и свои правила. Ментальная война за умы людей, значит мы должны сделать людей невосприимчивыми к “новому оружию” врага. Сделать правила врага неэффективными и аккуратно покинуть его поле, а в перспективе — затащить на своё. Для этого нам нужно создать устойчивую и понятную идеологию. Ильницкий вскользь коснулся этой темы, когда сказал фразу: “Кто мы? Зачем мы?”.., но его, видимо отвлекли и он не раскрыл свою мысль. Нам нужна идеология, которая даст ответы на эти вопросы и укажет путь, по которому нам следует идти, укажет цель, к которой нам следует стремиться.
4) Нам необходимо креативить. Креатив всегда непредсказуем для врага. Необходимо выбираться из формата листовок, стенгазет и линейного мышления. Мы давно начали жить в эпоху, когда информационные технологии погрузили всё активное население в виртуальный мир процентов на 80% свободного времени. Для этого нужно создавать и принимать на работу специалистов, которые способны креативно мыслить. Которые видят этот мир под другим углом.
Это не полный список того, что можно было написать, но на мой взгляд, наверное здесь основное. Я очень надеюсь, что сумел правильно донести свои мысли.