Новый российский фильм Притяжение (2017)
Фильм Притяжение — это, конечно, совершенно новый уровень отечественного кино, но, тем не менее, он, как и все остальные фильмы Федора Бондарчука, походит больше на музыкальный клип. Клипмейкер — он и в Африке клипмейкер, для него главное — картинка, спецэффекты, красивые виды и стильные образы. Вот мы и получили от Бондарчука-клипмейкера очередной продукт шоу-бизнеса — далеко не во всем продуманный и логичный, но обязательно — красивый и стильный.
Тем не менее, Притяжение вполне себе можно поставить в один ряд со множеством западных боевиков и фильмов-катастроф, в том числе — фантастических. К слову, мне приходилось видеть куда более нелепые иностранные картины этого жанра, да и вам, я думаю, тоже.
Но давайте обратимся к сюжету фильма. В центре сюжета — парочка влюбленных: она — школьница Юля (Ирина Старшенбаум), дочь военного, он — гопник из Чертаново (Александр Петров), пытающийся всеми правдами и неправдами уложить свою девушку в постель. Уже интересно, правда? И вот, в тот самый момент, когда парень уже был так близок к заветной цели, на парочку сваливается космический корабль, подбитый российскими военными. Кстати, один из них — генерал Лебедев (Олег Меньшиков) — является отцом героини, и он же в последствии руководит всеми операциями, связанными с «вторжением инопланетян».
Затем начинается полный бред, хотя, повторюсь — в иностранных фантастических блокбастерах все бывает намного хуже. Так вот, во-первых, происходит множество событий, которые затем никак не развиваются, так, например, (сейчас будут спойлеры) когда погибает подруга Юли, она горюет о ней полдня и затем благополучно о ней забывает; непонятно зачем приезжает бабушка, которая не играет какой-либо существенной роли и которую показывают два раза от силы; инопланетный корабль выкачивает всю воду из реки — об этом говорится один раз, и затем тоже забывается, изредка только показывают раздачу воды населению. И этот список можно продолжить.
Во-вторых, в фильме имеется множество нелепых моментов (что впрочем ожидаемо), типа левых людей, свободно разгуливающих по секретному военному объекту или тоннеля, который проходит под ограждением, установленном теми же военными, через который может пройти любой желающий. Отдельно в череде нелепостей можно выделить одного из главных героев (спойлер) — инопланетянина «Харитона» (Риналь Мухаметов).
До последнего момента я надеялась, что создатели фильма нам разъяснят, почему инопланетное существо выглядит, как обычный московский хипстер. Ладно уж, что у него и цвет кожи тот же, что у нас, и разрез глаз, и длина пальцев, в общем — ладно, что выглядит он, как совершенно обычный человек, но модная стрижка и легкая небритость — это уже слишком. Хочется сунуть ему в руки стакан латте и модный журнальчик, но никак не штурвал космического корабля. Но это, видимо, опять же видение Бондарчука-клипмейкера.
В-третьих, значительно портит впечатление реклама в фильме. И если рекламу марок машин, чипсов, спортивной одежды еще можно простить, то нарочитая реклама концерта Макса Коржа, настойчиво повторяющаяся в фильме несколько раз — это уже, по-моему, неуважение ни к зрителю, ни к себе. А когда все ломятся к нему на концерт, вместо того, чтобы ломиться к космическому кораблю или просто сидеть и офигевать от того, что в твоем городе сейчас находятся инопланетяне и разрушено полрайона, вообще становится смешно. Присутствует в фильме и социальная реклама против курения, тоже очень топорная и нарочитая — «Зачем ты это вдыхаешь, это же убивает тебя?» (хотя, судя по отзывам, некоторые зрители эту антипропаганду курения приняли за пропаганду — мол, девушка, да еще и школьница, курит и не стесняется, а что там ей при этом говорят, видимо, они не восприняли).
Ну и последнее — это поведение героев. Поначалу ты сидишь и думаешь — ну почему они ведут себя настолько не логично, почему нельзя было придумать и показать какую-нибудь мало-мальски вескую причину для возникновения такой ненависти к инопланетянам, желания писать граффити «Это наша земля» и всего прочего? Но потом, постепенно, ты начинаешь догадываться, что все не так просто, а когда разъяренная толпа уродливых людей вдруг начинает орать «Это наш город», все окончательно встает на свои места. Здесь уже явно проглядываются открытые намеки на российскую оппозицию. Мол, инопланетяне ничего плохого не хотели, более того — они жертвы обстоятельств; правительство делает все, что требуется — раздает воду, предоставляет гостиницы, разбирается с ситуацией; полиция и военные максимально тактично общаются с населением и всеми правдами и неправдами стараются не применять силу. А вместе с тем — есть кучка гопников, которая внушает толпе иррациональную ненависть к правительству и чужакам, подстрекает к никому не нужному бунту, убивает своих собратьев и перекладывает вину на чужаков.
Когда начинаешь это замечать, фильм становится противно смотреть, можно же было бы обойтись без этого (хотя, возможно, им и нельзя было). Но я верю, что очень многие этого не заметили и не поняли, и это, кстати, видно, по многочисленным восторженным отзывам о фильме.
В общем, фильм не избежал участи большинства работ российского кинематографа. Но в любом случае, Притяжение — это намного более качественный продукт, чем, например, «Викинг» Кравчука, «Мафия: игра на выживание» Андреасяна или «Обитаемый остров» того же Бондарчука. Остается надеяться, что в дальнейшем в нашем кино будет все меньше пропаганды и все больше осмысленности.
Да, с Максом Коржом это конечно был полный зашквар. Жаль что у режиссёров, которым дают деньги, не хватает ума нанять хороших сценаристов.
:):):)Класс(:(:(: