“Тропы не врут” рассказ о себе и творческих планах
1. Сколько лет существует коллектив “Тропы не врут”, расскажите свою историю. С чего вообще начался ваш творческий путь и все же это группа единомышленников или проект одного автора с аккомпанирующими музыкантами?
Тропы существуют уже порядка 7 лет. До него был другой проект, который имел несколько иное звучание, но в общем-то текстовый материал был тот же. Еще раньше, до коллективного был довольно долгий акустический период. Кстати и сейчас акустический формат играет довольно весомую роль, периодически катаем акустические туры. В группе довольно частая смена музыкантов, кто-то дольше держится, кто-то меньше. Каждый раз я надеюсь, что вот эта сцепка музыкантов продержится долго. Сейчас у нас на басу Павел Козаков, на электрогитаре Андрей Гейн, барабаны – Лена Литвинцева, скрипка – Лена Михайлова, на клавишах в акустическом составе – Ирина Илюшина. Ну и на вокале, и он же автор текстов – я, Алексей Белозер. Этот последний – он всегда в группе. По поводу единого мышления, ну в чем-то наши цели, идеи совпадают, а в чем-то расходятся. Считаю это нормальным. Порою подолгу не можем прийти к консенсусу в аранжировках, но в конечном итоге все начинания обретают жизнь, просто на какие-то уходит до нескольких лет. Но вот что касается текстов, тут да, монополия.
2. У вас недавно вышел сингл “Крылья и Корни” Расскажите историю создания этого релиза, какие идеи вы решили этой работой Почему выбрали именно такой жанр?
Крылья и корни – самый мгновенный наш сингл. От написания текста до релиза прошло всего 3 недели. Такого в нашей практике еще не было. И тут, надо отметить, что вся группа оказалась на одной волне, что особо ценно в ситуации, когда общество наше оказалось расколото последними событиями. “Крылья и корни” и по звучанию стала несколько “особенной” – она звучит очень легко, без надрыва, что, как нам кажется, подчеркивает ее миротворческую суть. С этой песней мы проехались по 8 регионам России, от Саратовской области, до Белгородской, в рамках тура и везде слушатели воспринимали ее с благодарностью. Этой песней мы просим общество не испытывать ненависть к инакомыслящим. Принимать ближнего, даже если ваши точки зрения не совпадают. Центральные строки в ней: “Птицу держат крылья. А дерево – корни. Часто по-сути едино, что различно по форме… ”. Очень горько сегодня видеть, как рвутся связи.
3. Расскажите по паре слов про участников группы?
О, да тут про каждого можно книгу писать! Попробую покороче.
Ирина Илюшина – помимо игры на клавишах в акустических турах, плетет этно-интерьерные штуки – ловцы снов, делает всякие прикольные штуки. Это вносит разнообразие в наш мерч, и позволяет увереннее отбить дальние маршруты А еще она водит машину, что сильно порой разгружает в бешеном ритме поездок. Ну и даже когда не ведет – выполняет роль штурмана. Любой пилот вам скажет – насколько это важно.
Лена Литвинцева – наша барабанщица, а в акустических мероприятиях пересаживается с установки на кахон и продолжает молотить. Я никогда не устану говорить, что Лена такой человек, который видит путь там, где другие видят лишь тупик. Она всегда сперва соглашается ехать, а потом решает что делать с мешающими обстоятельствами. Тропушки для нее это уже давно не хобби, а часть жизни.
Лена Михайлова – скрипачка. Вполне могла бы быть обладательницей титула – “Самая искренняя улыбка России”. В группе отвечает за драматизм. Пишет чувственные, продуманные партии на несколько голосов, играет их на сцене самозабвенно! Смеётся так же. Если ее что-то рассмешило – может сорвать репетицию, а то и концерт!
Паша Козаков – басист. Чувак с серьезным лицом и искрометным чувством юмора! Паша когда-то играл на электрогитаре в нескольких проектах, в том числе и в Тропах. Потом сменил инструмент на бас, и по сей день ему не изменяет. Паша очень идейный – всегда приносит кучу партий, решений, продолжает их генерировать, даже когда ему со всех сторон уже кричат – “Павел, прекрати….”
Андрей Гейн – электрогитара. Изначально пришел в группу, как сессионный музыкант, но проявил себя как ответственный и плодотворный участник группы. Плодотворный настолько, что если им с Пашей дать волю, то вариативность аранжировок будет зашкаливать, к сожалению, из всего многообразия все равно придется выбрать что-то одно.
Люблю их всех – не могу!
4. Где и как вы записываете свои песни, это домашняя студия или пишитесь где-то на стороне?
Запись происходит как правило на студиях Саратова, здесь же, в Саратове и сводимся.
5. Писать песни нужно когда пишутся или все же стараться, даже через силу, реагировать на актуальные темы?
На этот вопрос у меня ответ однозначный – надо писать, когда пишется. Ну то есть, если тема волнует настолько, что это создает почву для творчества – то получится честно и актуально. А если через силу, просто, чтоб поддержать повестку, такого не надо, мне кажется. Это будет хайп, ради хайпа. Тропы стараются не врать. В первую очередь сами себе. Хотя вопрос правды конечно весьма условен… Но это применимо ко мне, и может быть неприемлемо для других авторов, поэтому в мире условностей каждый должен отвечать за себя и не примерять своих стандартов к другим. Другой волен поступать с точностью до наоборот.
6. Как происходит творческий процесс, какие любопытные случаи происходили в процессе создания музыки?
Ну как правило сперва пишется текст. Этот процесс может быть совсем разным по продолжительности, от получаса до нескольких лет. Иногда это происходит вместе с гитарой, иногда отдельно. Вот. Потом скидываю ребятам акустический черновик для ознакомления и подумать над тем, как будет звучать в итоге. Ну и потом собираемся, начинаем пробовать. Иногда песня становится сильно не похожа на исходный вариант в результате аранжировок. Но порой, если честно, я бываю несколько деспотичен, отметаю предложенные варианты, пока не нащупаем что-то гармоничное. Единого аранжировщика у нас нет. Каждый музыкант придумывает партии себе, иногда и другим. При разногласиях ищем какие–то компромиссы.
Из любопытного – когда работали над “Площади и башни” и обыгрывали развитие темы в проигрыше, мне прям явно “услышался” детский хор там. В итоге так и записали туда саратовских и энгельсских детишек. А еще так как смена музыкантов происходит достаточно часто, то каждый привносит что-то свое. И таким образом от первой аранжировки до записи песня может претерпеть несколько трансформаций.
7. С кем из музыкальных коллективов вы дружите и сотрудничаете, кого можете порекомендовать нашим читателям?
Ну мы дружим со многими представителями местной сцены. Часто играем совместные концерты, участвуем в каких-то мероприятиях общих. С кем совсем в контрах – таких вроде как нет. Записывали сингл с Васей Уриевским, с Хитобоями, с Презумпцией невменяемости. С Дистемпер была договоренность, но там как-то все затянулось, и пока плаваем в неопределенности. Ну и вообще друзей-музыкантов очень много в разных городах. Мы часто катаемся по регионам, и это всегда новые знакомства, новые команды от металистов до ска и бардов. Отмечу наверное особо “Презумпцию невменяемости” из Тамбова, “Глобальное потепление” из Волгограда, “Ремонт бампера” – Воронеж, Катя Яшникова – Москва. Из наших Саратовских – Titty Twister, Человек из Ла Манчи, Зеленый Самолет, ЛЭД, Тяжелый случай, Glintwein Street. Надо тормознуться, это реально может быть очень длинный список.
8. Рок музыка должна быть протестной или нужно уметь лавировать между протестом и поддержкой, если власть принимает верные решения или же лучше абстрагироваться от этого и заниматься чистым искусством без привязки ко времени?
Я противник любых “долженствований”. Понимаю, что так картина мира это куда понятнее, но и ограниченнее. Никто ничего не должен, в плане творчества, если этого не подразумевает контракт, но это будет уже другая история. Опять же понятие бунта – весьма условное. Если вернуться к современным реалиям, то у ряда музыкантов появляются песни патриотические, а у других антимилитаристские. Думаю при смене угла зрения и в тех и других можно увидеть признаки “бунтарства”. Хотя на эмоциональном уровне иногда возникает это “да как ты мог!”, когда слышишь что-то противоречащее тебе от артиста, чей прежний курс был тебе близок. Но опять же повторю, что это на эмоциональном уровне слушателя, а сам артист, разумеется, имел полное право не соответствовать твоим ожиданиям. Один из таких громких примеров – группа Scorpions заменили строку в песне в связи с украинской ситуацией. И сразу же понеслось в соцсетях – “Да и группа говно, да и слушать там нечего!”. А группа-то как ни крути – легенда нескольких поколений. Думаю главное, чтобы творчество шло от души, а не от заказа. А будет ли это на политическую тему, или общечеловеческую – это менее важно. Искреннее искусство всегда будет чистым.
9. Как пандемия и события в Украине последних недель повлияли на ваше творчество?
Кстати, 20-21 года прошли весьма продуктивно. В 2020 мы записали третий полноформатник “Готовы к рукопашной”, ‘это было основным достижением года, а в следующем 2021-м мы откатали рекордное (для нас) количество концертов – аж 45 штук, из них 33 – в других регионах. Про пандемию песен не писал – совсем не хотелось, да и без нас это поле засеяли так, что ступить некуда.
2022 год заставил сменить ракурс. Это не означает, что мы стали иначе что-то делать. Но! Старые песни зазвучали совсем иначе, приобрели новый, актуальный смысл, иногда очень далекий от первоначального. Я иногда прям на сцене схватываю инсайт по иносказанию.
Что касается новинок – в 22-м мы записали “Крылья и Корни”, про нее я уже писал, это как раз песня на тему происходящих событий. И уже успели прокатить с ней небольшой тур. Считаю, что музыка нужна, даже в такое странное время. Люди приходят на концерты, чтобы отвлечься от повестки, и уходят с особой благодарностью. Мне показалось за этот марш-бросок от Тулы до Старого Оскола, что увеличился процент тех людей, которые именно “слушают”, а не чисто из развлекательных соображений пришли на концерт. Ну а каким будет этот год дальше… к сожалению сложно прогнозировать. Мы альбом планировали писать. Посмотрим…
10. Что важнее в песнях, форма, содержание или энергетика? Постарайтесь выбрать что-то одно.
Для меня содержание – лидер в этой тройке.
11. Планируются ли выступления в ближайшие месяцы или будете ждать когда обстановка в мире станет спокойней, чтобы люди могли адекватно воспринимать происходящее
Планируются. Знаю музыкантов, кто отказывается выступать в таком бардаке, и хотя их гражданская позиция мне близка, считаю, что выступать надо. Лишать концертов людей, это только сильнее затягивать тревожность, ощущение беспомощности. Да что там говорить – это работает в обе стороны. Нам тоже концерты нужны по той же причине. Должно быть живое взаимодействие. Мне кажется в ситуации общей грызни и очерствения какого-то, очень важно почувствовать этот драйв концерта, как ни крути, а это то, что объединяет. Но правда, из плейлиста я убрал совсем агрессивные вещи. Хотя некоторые участники группы считают, что сейчас для них самое время. Это конечно, с одной стороны так и есть, но с другой – вокруг сейчас столько ненависти, столько агрессии, страха в конце концов. Мне бы не хотелось сейчас сеять такие зерна. Я благодарен каждому, кто ходит на наши концерты, вне зависимо от того – по пути нам с ним или нет. И эти привалы, встречи на перекрестках позиций нужны для того, чтобы посмотреть в глаза другого и увидеть там такого же человека, просто считающего иначе. Покурить, поговорить о чем-то общечеловеческом… (в глобальном смысле в общечеловеческом мы не такие и разные), пожать руки и пойти каждый своей тропой. И я хочу, чтобы с наших концертов люди уходили друзьями, как и пришли. Потому сегодня я стараюсь не петь самых злых своих песен. Но я так же благодарен и всем моим ребятам и девочкам, с кем стоим на одной сцене. Потому что сейчас это могло бы стать сильным испытанием на прочность, будь мы полярных мнений. Но я оглядываюсь, и вижу, что на этой льдине я не один… Пардон, меня понесло, давайте дальше.
12. Кстати о фестивалях, если ли в них вообще смысл или же интернет покрывает все потребности артиста в публике?
Несомненно! Что может быть кайфовее? Лайки в соцсетях? Нееее… Часть Тропушек принимают участие в фестивалях не только как участники, но и как организаторы парочки неплохих фестов. Народ изголодался в пандемию, всех достало домоседство, постоянные запреты, отмены опенэйров. Фестивали – однозначно! При любой возможности! Делать! Ехать! Кайфовать!
13. Ну и напоследок, расскажите как удается находить в себе силы для написания песен, есть ли какие-то рецепты не поддаваться панике и продолжать творить?
На мой взгляд поддаваться панике, испытывать депрессивные состояния, тревогу и прочее сегодня более, чем нормально. И вопрос наверное не в том, чтобы избежать этого, а чтобы принять эти переживания, как данность, как погоду, как естественность, но и в тоже время не позволить этим состояниям перейти в деструктивную, разрушающую фазу. Помогает многое. Кому-то уйти с головой в работу, кому-то ограничить доступ к новостям (например 2 раза в день), мне книги очень помогают. Ну и музыка конечно. Это то, что мы еще можем! Общение с близкими целительно, если это общение не на наболевшие темы. Ну и проехав с туром я напитался таким живым общением, не интернетным, настоящим, что это позволило понять, что надежда всё еще жива. Как бы наивно это сегодня ни звучало.