Украинский раскол православия
Вечером пришла новость о том, что Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) провела собор, где выразила несогласие с московским патриархом Кириллом по конфликту на Украине и заявила о своей самостоятельности и независимости. Кроме того, обратилась украинским раскольникам из ПЦУ с надеждой на диалог и восстановление церковного единства. Условием этого было названо прекращение физического захвата приходов и имущества УПЦ со стороны ПЦУ. В УПЦ также заметили, что в отличие от ПЦУ, статус которой стеснен томосом константинопольского патриарха, они имеют куда больше свобод и возможностей.
Многими все это было воспринято как раскол и разрыв УПЦ с Москвой, однако это было преждевременно. Объясним почему. Во-первых, собор не просил и не объявил о своей автокефалии (полной независимости). Во-вторых, уже утром председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент заявил, что никакого разрыва с РПЦ нет – УПЦ просто подтвердила свой статус самоуправляемой церкви, полученный от Москвы еще в 1990 году. Косвенным подтверждением отсутствия тектонических сдвигов в УПЦ МП стала и реакция адресатов послания — ни РПЦ, ни ПЦУ не уделили обсуждению этого события своего времени, хотя и заметили его.
Все это позволяет нам воспринимать произошедшее как своеобразный спектакль, направленный на защиту самого УПЦ – подчеркивая свою «украинскость» и независимость от Москвы, УПЦ пытается уберечься от репрессий властей и ультранационалистов. УПЦ сейчас действительно нелегко: ее запрещают на локальном уровне и обсуждают подобное в масштабах всей страны, ее приходы захватывают при попустительстве властей, а на священников физически нападают. Так что подобное поведение пока хоть и выглядит пугающе близким к расколу, но еще фактически не является таковым. Однако нет сомнений в том, что киевский режим, желая уничтожить братские и религиозные связи русских и украинцев, будет стараться сделать подобный сценарий реальным.