Травля — выставка для мизантропа. Интервью с автором
В феврале в Санкт-Петербурге открылась выставка талантливого и довольно самобытного художника Самди Фон-Дролля. Выставка носит название «Травля», и организована она в рамках всероссийского конкурса «Муза должна работать», который уже в третий раз проводится Творческим кластером «АРТМУЗА». Редакция lasttango.ru посетила это интересное место, взяла интервью у Самди Фон-Дролля и записала небольшое видео о выставке.
АРТМУЗА — это довольно большое творческое пространство, расположившееся на 13-й линии Васильевского острова. Когда-то это здание принадлежало музыкальному заводу «Муздеталь», а в 2013-м году превратилось в музей современного искусства. Надо отметить, что это очень приятное место с множеством просторных помещений, заполненных действительно интересными художественными работами (в отличии от некоторых арт-пространств Питера, которые превратились сегодня в места для торговых рядов и фуд-кортов с парой-тройкой небольших экспозиций). Выставки постоянно обновляются. Кроме того, в «АРТМУЗЕ» проводятся концерты, ярмарки и мастер-классы, предоставляется творческое пространство для художников, фотографов, скульпторов и др.
Итак, в этом месте, на 4-м этаже уютно расположилась необычная и мрачная выставка Самди Фон-Дролля «Травля». Каждая из выставленных картин скрупулезно проработана и дополнена цитатой. Несомненно, эти работы вы должны увидеть своими глазами, а пока почитайте не менее интересное интервью с Самди и смотрите ролик.
Что ты можешь сказать о современной живописи?
Сейчас в живописи мало кто поднимает не то что острые, а вообще какие-либо вопросы. Мне же важно говорить на эти темы. А это и есть разговор. Я смотрю на свои картины, думаю над ними, ищу новые смыслы. В них есть идея, вопрос, размышление. Сейчас мало над какой живописью можно думать. В основном продолжают изображать бесконечные деревеньки, траву, берёзы, боготворят пленэр, а мне скучно это, это неважным кажется. Я не понимаю, как можно после ХХ века продолжать писать берёзы. Вы что, ребята, тревогу надо бить! Человек закончился! Человек с большой буквы (в смысле, разумное существо) растворяется, исчезает вид. Остаётся животное, готовое пожрать другого только за чуждую ему мысль, за иное слово. Человек ХХ века до какого зверства опустился?! Это ж только шерсти да когтей не хватает, клыки-то уже есть… А эти всё пишут поля да покосившиеся деревянные дома… И самое смешное, что зачастую те, кто деревеньки пишет, в деревнях-то и не бывали. Идиллия у них на картинах. А я вот видел русскую деревню, каждое лето в детстве бывал. Съездили бы, посмотрели эту идиллию. Живо бы узнали, что такое разухабистая русская тоска, где лучшее времяпрепровождение — под самогон рожи друг другу в кровь перемалывать. Конечно, может, это мне с деревней «повезло», но вот за Окуловский район Новгородской области я ручаюсь, там такая реальность. Съездите на пленЭр, наберитесь впечатлений…Так вот, все эти берёзки да девочки в лаптях — это тоска по тому, чего давным-давно нет, а может, и не было никогда. Какое это имеет отношение к нашему миру, его проблемам и болезням? Для меня это пустота, скука, неживотрепещуще, и уж тем более, не ново. На свете уж ни одной берёзы, небось, не осталось ненарисованной…Пощадите природу.
Расскажи немного о своих картинах.
Мне вот часто говорят: «В мире и так много ужасного, зачем ещё и на картинах это изображать?» Так затем и изображать! Смотрите на себя, полюбуйтесь, до чего дошли! Мир-то прекрасен, это ж от нас все ужасы на планете! Да нет… Конечно, я не пытаюсь тут мир поменять, человека переделать… Просто, а что ещё остаётся?.. Сидишь и думаешь, что ты бесконечно одинок в этом мире, где уже не существует понятия «честь» (согласись, сегодня это как-то нелепо звучит «честь») или, там, «достоинство»… А так вот выставил картины… Ко мне уже несколько человек постучались, «спасибо» сказали, мол, проникновенно очень, за живое задело и т.д. Вот и видишь, что не один ты в этом мире так думаешь. И как-то сильнее себя ощущаешь. Может, не всё ещё мы растеряли? Хотя, нет, конечно, капля в море…
Значит, ты считаешь, что достойных людей практически не осталось?
Да, Матвей, посмотри как критерии-то измельчали… Сейчас по улице идёшь, не харкаешь — уже хорошо… Людям в лицо не дымишь у метро или там на перекрёстке, куришь в стороне — уже человек…. Вон, ты же только что из Сингапура. Что первое слышишь, когда говорят «Сингапур»? Выплюнул жвачку — гигантский штраф или, там, тюрьма. И все возмущаются, мол, драконовские законы. Что?! В чём проблема? Ты же по этому поводу справедливо написал: так не плюй жвачку мимо урны, это же норма, это же по-человечески… Вот… Измельчал человек… Какая уж тут честь… Говно бы собачье за собой убирали, и то ладно…
И в искусстве то же самое?
У людей отбили интерес к изобразительному искусству, казалось бы, именно сейчас, когда у людей клиповое мышление, все дела, когда они мыслят картинками, вот… Вперёд! Но нет. Зачастую слышишь: я ничего не понимаю в искусстве… А чего тут понимать?! Смотри внимательно и поразмысли – нравится, не нравится. Поймай себя за мысль, о чём думаешь, что чувствуешь или ничего не чувствуешь… А как там мазки лежат или, там, композиция, какая хрен разница?! Чувствуй — нравится или нет. Ты сам мерило качества картины, для себя.
И кто, по-твоему, отбил у людей интерес к искусству?
Художественные критики, академисты, ну, в общем, те, кто учился искусству, те, кого учили понимать искусство. Это же они испокон веков вдалбливали: да вы ничего не смыслите в искусстве! Вот всем теперь и дела нет, уверовали, что не смыслят. Часто ведь слышишь: да ты бездарь, это не искусство, а мазня. Как у меня на картине есть: «Не лезь! Исканья свои ты оставь и т.д. Мразью родился, мразью ты и помрёшь». Да вы что делаете?! Человек к светлому тянется, хочет лучше стать, а вы его обратно в дерьмо норовите затоптать. Да плевать на них и на их мнение. По большому счёту (если продолжать) даже на художника должно быть плевать. Не имя художника надо любить, а его картину и своё чувство к ней. Какая разница, что он хотел выразить. Это, конечно, важно, но куда важней то, что Ты в этой картине видишь.
Я и в свой адрес слышал, мол, это не искусство, это не художественно, это безвкусно… Да и плевать мне, что вкусно, что безвкусно… Это часть меня, это мысли мои. Или что? Может, Тулуз-Лотрек со своими проститутками — это художественно? Или, там, Курбе с женскими гениталиями во всю картину… Или, может, Эгон Шиле — это художественно, Мунк? Список нескончаем… Все великие в своё время были нехудожественны со своей «мазнёй», которую не понимали академические критики. Или, например, Гойя. Росписи в «Доме глухого». Вот, точно, Гойя — это что, художественно? Это красота мира? У меня вот похожи картины на его вот эти работы — Росписи «В доме глухого». Там, где два мужика друг друга дубиной лупят. Да и вообще, гримасы тамошние… Только он само зло человеческое, низость человека изображает, а у меня всё-таки человеческая индивидуальность, раздавленная этим злом. Или вот ещё – Караваджо что, тоже художественнен с собственной отрубленной головой, с грязными пятками Девы Марии и грязью под ногтями? Ему тоже, видимо, говорили: «В мире и так много грязи под ногтями, зачем же ещё на картинах это изображать?» Да в общем, всегда находятся те, кто несёт этот бред.
Хотя, конечно, есть понимающие люди и среди академистов. Вот, Артмуза, например. Разглядели же, даже выставку организовали, и не побоялись того, что написано не по канонам, и вообще, сильно выбивается из общей колеи. Хотелось бы, чтобы таких людей, с открытым мышлением что ли, в искусстве было больше…
Ну, вот ты говоришь, что кончился человек, и тут же — что и Гойя чувствовал так же. Так, получается, что с того времени человек не сильно-то и изменился, почему же сейчас ты считаешь, что он кончился? Во времена Гойи тоже ужасы были, сопоставимые с ХХ веком, это же был расцвет инквизиции.
— Всё верно, человек мало изменился. Но в его время атомной бомбы не было. А ведь сейчас очень многие просто жаждут развязывания ядерной войны, а то скучно жить стало, зверств опять захотелось, потому как дорожить нечем. Чем дорожить, коли жизнь пуста? Нечем.
Выставка Самди Фон-Дролля «Травля» продлится до 20 марта 2017.
Вход бесплатный.
Адрес: г. Санкт-Петербург Творческий кластер «АРТМУЗА», 13 линия ВО, д. 70, 4 этаж, галерея «Течение».
https://www.youtube.com/watch?v=X7BVDmRzDQk
The Art Samedi Von Droll & Anathema — Sleepless