Рассказ служанки. Антиутопия для феминисток
«Рассказ служанки» — сериал, снятый по одноименной антиутопии канадской писательницы Маргарет Этвуд. Сериал вышел на экраны в апреле этого года, а уже через месяц стало известно о том, что он будет продлен на второй сезон.
События, показанные в сериале «Рассказ служанки», разворачиваются в недалеком будущем, где Землю настигла т.н. эпидемия бесплодия. Человечество находится на грани вымирания, в некоторых частях планеты дети не рождаются годами. На этом фоне в США к власти приходит радикальная псевдо-религиозная организация, которая видит свою основную миссию в повышении рождаемости. США переименовывают в Республику Галаад, границы закрываются и порядки в стране резко меняются: женщины лишаются почти всех своих прав и рассматриваются теперь исключительно как существа, способные производить потомство.
За какие-то несколько лет (судя по событиям, происходящим в сериале), Республика Галаад превращается в тоталитарное теократическое государство, где все подчинено одной цели — восстановить население страны. С этой целью всех женщин, способных иметь детей, отлучают от семей и отправляют в специальные заведения, в которых стараются всяческими способами уничтожить их личность, превратив в Служанок — девушек, призванных рожать детей для привилегированных семей Командоров. После обучения Служанок распределяют в дома Командоров — там раз в месяц они должны заниматься сексом со своим хозяином в присутствии его жены с целью зачать ребенка. Через некоторое время после рождения ребенка, семья Командора забирает его у Служанки на воспитание, и та отправляется в следующую семью…
Конечно, поначалу люди пытаются сопротивляться новым порядкам, проводятся демонстрации, случаются столкновения, попытки бегства за границу. Но все попытки сопротивления жестоко подавляются, в результате чего большая часть населения подчиняется. Остаются однако люди, которые еще верят в то, что все можно изменить (и их, нужно сказать, немало) — они организовывают подпольную работу сопротивления.
Сериал «Рассказ служанки» получил очень хорошие отзывы кинокритиков и зрителей, и, очевидно, еще получит множество наград. Но у меня, честно говоря, при просмотре сразу возникло очень много вопросов. Итак, человечество оказывается на грани вымирания, с этим срочно нужно что-то делать, и что решает делать новое правительство — оно решает погрузить страну в средневековье, разрушить семьи, уничтожить часть населения, которая сопротивляется, а другую часть уничтожить на работе в каких-то радиоактивных рудниках, куда отправляют работать стерильных женщин. Служанки живут в постоянном стрессе, каждый день подвергаются психологическому и физическому насилию, живут в достаточно плохих условиях (до того момента, как забеременеют) — как эти факторы должны способствовать зачатию здоровых детей? К тому же, многие Служанки и вовсе кончают жизнь самоубийством.
Помимо этих логических несоответствий есть и другие странные моменты. Например, непонятно, как вообще функционирует государство, в котором все женщины только и занимаются тем, что рожают, готовят, молятся и ходят в магазины за продуктами (им даже читать и считать строго запрещено), а значительная часть мужского населения теперь занята в армии — охранники с автоматами ходят по улицам толпами, повсюду разъезжают машины спецслужб. Остальные мужчины, которых мы видим — это Командоры, их охранники и водители, ну и продавцы в магазинах. Есть еще, конечно, загадочные радиоактивные рудники, апельсиновые поля, но ни о чем другом мы больше не слышим — только об обсуждении повышения рождаемости.
А ведь логичнее было бы начать активно разрабатывать научные способы решения проблемы. Уже сейчас существует искусственное оплодотворение и суррогатное материнство, а судя по тому, что мы видим во флешбеках, события в сериале разворачиваются в нашей с вами реальности в совсем недалеком будущем. И даже если решить, что речь идет все-таки о параллельной реальности, уровень развития имеющихся в ней технологий как бы говорит нам о том, что уж до суррогатного материнства эта цивилизация уже должна была дойти.
И непонятно, зачем разбивать семьи, отбирать у матерей их детей? Вместо этого логичнее было бы всячески поощрять их к рождению новых детей и вынашиванию детей для бездетных семей, улучшать условия, в которых растет и развивается молодое поколение, в целом — повышать качество жизни населения. А на что они надеются, пытаясь в одночасье полностью изменить сознание уже взрослых людей, лишая их семей и превращая их в рабов? Ведь это неизбежно приводит к созданию сопротивления, протестам, самоубийствам, и соответственно, к новым потерям.
В общем, все эти несоответствия мешают поверить в то, что происходит на экране, а сама идея государства, описанного Маргарет Этвуд, кажется каким-то нелогичным бредом. Но есть одно «но» — сериал получился очень хорошим. Каждый актер на своем месте и каждый отлично справляется со своей ролью, музыкальное сопровождение прекрасно, а от картинки на экране просто невозможно оторваться. В итоге атмосфера сериала затягивает и не хочет отпускать. С каждой новой серией ты все больше и больше проникаешься историей главной героини — Фредовой (Элизабет Мосс) и начинаешь по-настоящему ей сопереживать (как, впрочем, и остальным главным героям). Основная идея произведения со всей своей бредовостью немного отходит на второй план, и в центре оказываются личности героев, за изменениями которых очень интересно наблюдать.
Правда, на мой взгляд, феминистские идеи преподносятся в «Рассказе служанки» довольно топорно: каждая вторая женщина в сериале — интеллектуалка, каждая вторая Служанка — лесбиянка, а каждый второй мужчина — тиран или извращенец. Но, в общем-то, этого стоило ожидать от сериала, снятого женщиной по книге, написанной женщиной, и снятого, к тому же, во время массовых женских протестов, проходящих в США.
Итак, в общем и целом, несмотря на все свои минусы, сериал стоит просмотра, особенно если вы любите антиутопии, качественные сериалы и идеи феминизма.
Второй сезон сериала «Рассказ служанки» выйдет в 2018-м году.