Путешествие по Европе на мотоциклах. Норвегия, первая часть
О начале этого большого путешествия по Европе читайте здесь. Этот отчет посвящен тому, как из Швеции мы отправились в Норвегию и доехали до Люсе-фьорда. На видео ниже вы можете увидеть природу Норвегии, дорогу сквозь облако, стада овец, средневековые кирхи, ночевку в кемпинге, падение на знаменитом серпантине Люсевейен, местечко под названием Люсеботн, прекрасные виды на фьорд Осло и Люсе-фьорд.
https://youtu.be/ay95LbUhPtg
Пробыв сутки в Стокгольме, мы поехали в сторону Норвегии. Нашей первой точкой на карте этой страны был кемпинг “Ramton” (сайт кемпинга – ramton.no), расположенный прямо на берегу фьорда Осло, примерно в 35 километрах от города Осло – столицы Норвегии. Мы заранее нашли этот кемпинг на , забили в навигатор координаты и направились прямо к нему.
Дорога по оставшейся части Швеции ничем нас особо не впечатлила (разве что только одним увиденным лосем, прячущимся среди деревьев). Недалеко от границы с Норвегией нас застал дождь, пришлось останавливаться и спешно надевать дождевики. С этого дня мы их практически не снимали, т.к. ни один день не обходился без дождей.
Кемпинг мы нашли не сразу, но, поплутав немного по узким улочкам деревушки, мы все-таки выехали на нужную дорогу и нашли наш кемпинг. Он представлял собой огромную территорию с небольшим количеством домиков и множеством мест для палаток и домов на колесах. Хозяина кемпинга на месте не оказалось. К этому времени мы уже полностью вымокли, нам хотелось скорее переодеться в сухую одежду, отдохнуть и поесть. На двери главного здания висел телефонный номер, по которому нужно звонить на случай, если хозяев нет, но местной связи у нас, конечно, не было. Нам повезло – в этот момент приехал большой серебристый дом на колесах, водитель которого тоже планировал заселиться в кемпинг, он-то и связался с хозяином, который вскоре приехал и заселил нас.
Мы решили не ставить палатку, а снять домик, т.к. нам нужно было где-то просушить вещи. Мы взяли совсем небольшой домик на троих с двумя комнатами и кухней. Этот домик обошелся нам в 700 норвежских крон за ночь (умножаем на 7,5), домики побольше стоили 1000 крон. Душ и туалет – общие, они находились в отдельном здании на территории кемпинга. Для того, чтобы помыться в душе, используются жетоны (они стоят каких-то денег, но нам их дали бесплатно), один жетон – 5 минут горячей воды. Это нормальная практика для кемпингов (так же как и отсутствие постельного белья и полотенец – их лучше возить с собой). На первый взгляд кажется, что пяти минут катастрофически мало, но как оказалось, за это время вполне можно успеть нормально помыться.
В общем, мы развешали вещи по батареям и обогревателям, приготовили привезенные с собой макароны и тушенку и, с наступлением 12-ти часов ночи, отметили день рождения Куки горячительными напитками, приобретенными на пароме Турку-Стокгольм.
На следующий день нам нужно было двигаться дальше. Мы осмотрели живописные окрестности, позавтракали, быстро собрались и поехали в сторону Люсе-фьорда, нашей конечной точкой был совсем небольшой поселок под названием Люсеботн, который располагается в кармане фьорда. Нам предстояло проехать примерно 300 км, но этот отрезок пути включал в себя подъем в горы и спуск к фьорду по знаменитому серпантину Люсевейен протяженностью 29 километров, включающему 27 крутых поворотов, один из которых проходит по туннелю, прорубленному в скале.
Мы проехали по окраине города Осло, не стали в нем останавливаться, т.к. времени на это, увы, не было. А после Осло нам по большей части встречались совсем небольшие деревушки или отдельные дома, окруженные холмами и стадами овец, бродящих по ним. Кстати, дороги в Норвегии везде очень хорошие, даже в маленьких деревушках, правда, попадаются участки, на которых идет ремонт, и ехать в дождь по таким участкам – то еще приключение.
По мере подъема в горы природа становилась все интереснее и красивей, буквально через каждый километр хотелось останавливаться, чтобы запечатлеть эту красоту. Но восхищаться в Норвегии можно не только природой, а еще милыми и аккуратными деревенскими домиками, иногда – с заросшими травой крышами, ну и конечно – деревянными ставкирками, многие из которых сохранились еще со времен Средневековья.
Ставкрика – это деревянная каркасная церковь, такие церкви были распространены в средневековой Скандинавии, тогда в Норвегии их насчитывалось более 1000, до наших дней дошли только 28. По пути нам встретились два таких сооружения (их видно прямо с дороги) – ставкирки в Хеддале и Эйдсборге. Ставкирка в Хеддале (координаты – N59 34.763 E9 10.567.) считается самой большой из сохранившихся деревянных церквей в Норвегии, построена она была в начале 13-го века. Вторая ставкрика находится в деревне Эдсборг, недалеко от города Дален (координаты – N59 27.885 E8 01.284), она стоит прямо у дороги, рядом с ней также располагается какой-то музей, в который мы не пошли; никакой информации в интернете об этой ставкирке найти не удалось, но остановиться возле нее и побродить вокруг определенно стоит. К сожалению, внутрь ставкирок нам попасть не удалось – они были закрыты (кстати, вход туда платный).
После того, как мы поднялись в горы, нам встретилась только одна заправка, и та – автоматическая. Мы решили заправиться на ней, т.к. дальше нас ждали только дикие места и Люсеботн, а заправиться в следующий раз мы планировали уже в городе Ставангер – по другую сторону фьорда. Оказалось, что на этой заправке действует система блокировки дополнительных денег на карте, о которой мы уже писали в предыдущем отчете. Кука расплатился и за себя, и за нас, и соответственно на его карте было дважды заблокировано по 1000 норвежских крон (через несколько дней они, конечно, вернулись). Сам бензин на этой заправке нам обошелся по 15,55 норвежских крон за литр.
По Люсевейну мы ехали уже в сумерках и к Люсеботну спустились, когда уже стемнело. Там, прямо на берегу Люсе-фьорда, в окружении скал и водопадов, находится большой хороший кемпинг – Kjerag Lysebotn Camping Resort, где можно и поставить палатку, и снять номер в одном из домиков. Мы сняли номер на четверых с собственной ванной комнатой, номер оказался двухуровневым, очень просторным, с двумя односпальными кроватями внизу и одной двуспальной – под потолком. Стоимость номера – 1500 норвежских крон за ночь с включенным завтраком. Цена, конечно, пугающая, но альтернатив у нас не было, т.к. кемпинг в этом месте всего один.
У каждого домика располагаются “сушилки” – небольшие комнаты, где есть вешалки и поддерживается постоянная высокая температура, там очень удобно сушить вещи. Также на территории кемпинга есть ресторан и бар, а также гостевая кухня, где самому можно приготовить свою еду (когда мы вошли в эту кухню, сначала мы решили, что попали в чей-то номер-люкс). Когда мы заселились в номер, ресторан и кухня были уже закрыты, поэтому мы, недолго думая, достали из горелку и котелок и прямо в номере приготовили себе ужин.
В целом, в кемпинге очень много удобств и разных мест, где можно просто отдохнуть и расслабиться, наслаждаясь видами и наблюдая за роботами-газонокосильщиками. На ресепшене можно купить сувениры, вот цены на некоторые из них: магниты – 45 крон, открытки – от 15 крон, статуэтки троллей – от 75 крон, шапки – 117 крон.
На следующий день мы решили покататься по окрестностям, а также посетить местную достопримечательность и одно из самых известных туристических мест Норвегии – Кьерагболтен (Kjeragbolten). Это большой круглый камень, застрявший между двух скал и буквально зависший над пропастью на высоте 984-х метров. Находится это место на высшей точке горного плато – Кьераг (1100 метров). У начальной точки подъема к Кьерагболтену есть парковка, кафе и магазин с сувенирами, а также оттуда открывается прекраный вид на Люсефьорд и Люсевейен, на котором мы упали по пути туда (падение запечатлено на видео). Упали из-за невнимательности, на совсем небольшой скорости, Матвей сильно ударился ногой (из-за чего в течение следующих нескольких дней ходил с трудом), немного порвался экип, у мотоцикла сломалось правое зеркало и поцарапался бок. В общем, отделались легко.
Когда мы приехали на парковку, шел небольшой дождь и дул сильный ветер. Парковщик сообщил нам, что в такую погоду с нашей обувью подниматься к камню нельзя, поэтому мы погуляли вокруг, а затем покатались по дорогам, пролегающим между многочисленных озер и неземных каменных плато, усеянных так называемыми “домиками троллей”.
На следующий день сразу после завтрака мы собрались, купили билеты на паром и отправились в плавание по Люсефьорду, об этом читайте здесь.