Выставка Брейгеля и Босха в Санкт-Петербурге

0

С 5 октября по 1 декабря 2019 года в Санкт-Петербурге проходит выставка «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны».

Художники Иероним Босх и Питер Брейгель Старший являются, пожалуй, самыми загадочными творцами Северного Возрождения. Их картины отражают дух времени и представления художников о мире и загробной жизни. В каждом их произведении кроются символы и метафоры, многие из которых исследователи пытаются расшифровать до сих пор.

Брейгель за свою жизнь создал чуть более сорока картин, Босх — чуть более двадцати. Все эти работы находятся в разных музеях мира или частных коллекциях. В Санкт-Петербург же приехали репродукции картин Брейгеля и Босха. Но репродукции не простые — это не художественные копии, а точные воспроизведения оригинальных картин, выполненные в технике жикле. С помощью этой техники картины копируются на холст с сохранением не только всех деталей изображения, но и фактуры мазков, кракелюров и пр.

И действительно, когда смотришь на эти картины, даже забываешь о том, что перед тобой — репродукции. Правда, немного портит впечатление свет, который выставлен так, что центр каждого холста оказывается высвеченным. Хорошо, что к каждой картине можно подойти довольно близко и рассмотреть ее с разных ракурсов.

Другая проблема выставки, на мой взгляд — это описания к картинам, которые в большинстве своем поверхностны и совершенно не помогают понять замысел автора (к тому же, некоторые из описаний перепутаны). А ведь именно эти художники известны своей любовью к символам, которые кроются буквально в каждой детали их произведений. Поэтому в этой статье мы решили кратко разобрать самые известные и загадочные картины Брейгеля и Босха, которые Вы сможете увидеть на выставке «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны».

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.

Вавилонская башня — это, пожалуй, самая известная картина Брейгеля. Главной ее особенностью является то, что в ней сочетается панорамная живопись и миниатюра. Сама башня невероятно огромна, и это лучше всего ощущается, если всмотреться в мелкие детали — людей, работающих на башне, их дома, сооружения, замок, стоящий рядом. Башня еще не достроена, а ее верхушка уже   задевает облака.

Как мы знаем, Бог наказал людей за то, что те пытались добраться до небес, и заставил их разговаривать на разных языках. Этот факт отображен на полотне Брейгеля — строительство башни, вроде бы, идет, но можно заметить, что действия строителей не согласованы: нижние уровни еще не достроены, а уже началось строительство следующих; каждый занят каким-то своим делом, и общая логика действий этих людей непонятна. В связи с осознанием несогласованности и ненадежности происходящего возникает общее ощущение того, что башня вот-вот рухнет.

Башня не случайно напоминает Колизей — для художника это олицетворение Габсбургской монархии, при которой культивировалось католичество, а протестанты подвергались преследованию (а Брейгель, как известно, был протестантом). Этот факт подтверждается наличием на картине постройки, очень похожей на замок Святого Ангела, который находится в Риме. Этот замок в период Средневековья являлся резиденцией римских пап и поэтому считался воплощением могущества католической церкви.

На переднем плане можно увидеть изображение царя Нимрода, при котором происходило строительство Вавилонской башни. Очевидно, его привели, чтобы показать результат строительства. Но этот человек оказывается похожим больше не на древнего царя, а на правителя 16 века. Это потому что в образе Нимрода Брейгель изобразил здесь деспотичного короля Карла V.

На картине «Вавилонская башня» можно увидеть и другие зашифрованные символы. Например, если присмотреться к кораблям, то можно заметить, что их паруса убраны, что символизирует безысходность и пустые надежды. А если обратить внимание на строителей, то можно увидеть, что впереди располагаются люди, которые занимаются ручным трудом, чуть позади — строители, перетаскивающие каменные плиты при помощи специальных приспособлений, на первом этаже люди занимаются строительством с использованием блока, а затем идут мастера, которые уже используют краны. Некоторые специалисты считают, что так художник изобразил этапы развития строительной техники.

Кстати, стоит отметить, что Брейгель обратился к библейским сюжетам в своем творчестве после того, как познакомился с Босхом. Более того, в некоторых работах Брейгеля прослеживается очевидное влияние произведений Босха.

Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г.

Другой довольно известной картиной Брейгеля является “Притча о слепых” — одна из последних работ художника. На этом полотне изображены шестеро слепых мужчин. При чем, природа слепоты каждого из них разная: у одного из выколоты глаза, у кого-то катаракта, кто-то родился слепым. Все они держатся друг за другом, и можно заметить, что первый слепец уже упал в яму, что сулит неминуемое падение и всем остальным.

Таким образом Брейгель проиллюстрировал фразу из Священного Писания, которая звучит так: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Этот мотив художник выбрал в период, когда его родную страну — Нидерланды — раздирали противоречия. Он изобразил здесь людей, слепо доверяющих лидерам, которые могут привести их к погибели…

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г.

Первое, что сразу бросается в глаза при взгляде на картину Брейгеля «Охотники на снегу» — это ощущение того, что полотно будто бы вогнуто внутрь. Такой эффект был достигнут художником за счет искажения перспективы, что было сделано, скорее всего, для того, чтобы вместить все детали картины в имеющееся пространство.

Это полотно, так же как и многие другие, полотна художника, отличается большой детализированностью. Многие детали можно разглядеть, лишь увеличив их при помощи лупы. Например, если всмотреться в задний план, можно увидеть, что там происходит пожар, а также игра в керлинг.

Все действия людей на картине происходят на фоне величественных природных красот, что  выражает ее общий посыл — единение человека с природой.

Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568 г.

Стоит отметить, что в эпоху Возрождения художники практически не обращались к образам крестьян. У Брейгеля же теме крестьянства посвящена целая серия полотен. Одна из самых ярких таких работ — «Крестьянская свадьба».

Люди на этом полотне изображены живыми и интересными, а цвета на картине — яркие и простые, сложные оттенки художник здесь не использует. В этом отражается манера Брейгеля показывать сложные вещи простым художественным языком.

Но самое интересное — это фигуры жениха и невесты. Очевидно, что невеста — это девушка, сидящая в центре стола в черном платье с красной вставкой и с золотым венком на голове. Но вот жениха рядом с ней не видно. Возможно, женихом является мужчина в черном, который находится в левом углу картины и наполняет вином кувшин. Это вполне вероятно, так как в то время на свадьбах жених обычно заботился о невесте и ее родителях.

Питер Брейгель Старший. Падение Икара. 1558 г.

Одна из самых интересных работ Брейгеля. При первом взгляде на картину возникает вопрос: «А где же здесь Икар?» Когда же глазами начинаешь искать героя этого полотна, он вдруг обнаруживается в море (в правом углу видны ноги, торчащие из воды в окружении перьев).

Почему же Брейгель изобразил Икара таким незаметным, по сравнению с другими персонажами картины — пахарем и пастухом? Исследователи считают, что таким образом художник изобразил пословицу «Ни один плуг не остановится, пока кто-то умирает».

Иероним Босх. Триптих «Страшный суд». 1504 г. 

На этом триптихе изображены сцены Страшного Суда, грехопадения и адских мук. На центральной части мы видим Страшный Суд и семь смертных грехов. Здесь можно заметить, насколько число праведников, которые поднялись в Небеса к Богу, значительно меньше наказанных грешников. Разрушающаяся Земля напоминает Ад. Видимо, при создании картины, художник вдохновлялся популярной в то время книгой «Откровение святого Иоанна».

На левой части триптиха изображено падение ангелов, ниже — сотворение Евы, еще ниже — сцена грехопадения, а затем — изгнание Адама и Евы из Рая.

Правая часть триптиха посвящена Аду и семи смертным грехам. Художник тут методично изображает способы наказаний за определенные смертные грехи.

Не все знают, что на задних створках триптиха также присутствуют иллюстрации — там художник изобразил Апостола Иакова и Святого Бавона.

Иероним Босх. Триптих «Воз сена». 1516 г.

Здесь художник также изображает сцены грехопадения и изгнания из рая, мир человеческих пороков и, конечно, Ад.

 

Картина состоит из трех полотен. Левая, «Грехопадение», детально показывает, как произошло изгнание человека из Рая. Центральная часть, наиболее крупная по размеру, «Воз сена», наглядно изображает мир человеческих пороков и ненужной суеты. Правая сторона – «Ад» – живописует то, к чему приведет человека жизнь во грехе.

Сначала был Бог, он дал жизнь всем и изгнал из ада бунтующих ангелов, превратив их в подземных демонов. На картине мы видим чудаковатые образы с крыльями, хвостами и различными отростками, которые покидают заоблачную высь. Но и человек не стал послушным, поддавшись змею искусителю с человеческим лицом. То, к чему привело это мир красочно показано в центральной части.

Стог сена – символ земного богатства, которым хотя овладеть все, не гнушаясь воровством, убийством или хитростью. Все пороки прорисованы автором у подножия стога. Люди не думают, что за ними наблюдает Христос, каждый занят подлостями: монашки напиваются, простой люд набивает желудок и придается плотским утехам, только умудренный опытом старик показывает внуку картину мира, надеясь, что можно избежать искушений.

Однако третья часть реалистично показывает, куда оборотни с головами рыбы и ногами человека тащат повозку с сеном – в ад. Там ждут богохульников, развратников, лжецов и воров. Для них готова виселица, дыба, и пожирающие заживо людей, животные.

Интересно, что эту картину Босх писал, не используя каких-либо предварительных набросков, зарисовок и последующих исправлений.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1500 г.

Корабль — традиционный символ Церкви в древние века, наполнен разными людьми. В центре, среди народа, сидит монах и монахиня, играющая на лютне. Вместо мачты корабля растет живое дерево — Майское, вместо руля — сломанный сук. Люди на корабле и священнослужители пьют, бесчинствуют и горланят песни. Кому-то плохо от чрезмерно выпитого вина, кто-то объедается до икоты, а кто-то настолько отупел, что гребет черпаком как будто веслом, пытаясь ускорить движение корабля. Рулевой этого корабля — шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами. На весь этот шабаш, из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова.

Картина буквально перенасыщена двузначными символами. Лютня — аллегория женского полового органа, Майское Дерево и сова — символы зла, ереси и дьявола в Средние века. Картина ясно дает понять всем, кто на нее смотрит, что будущего у этого корабля нет, т. к. он никем не управляем, люди беспокойны и рано или поздно перевернут корабль, он медленно пойдет ко дну. Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, абсолютно не заботясь о спасении их душ. Все фигуры на картине вызывают антипатию, они плоские и уродливые, будто неумелые маски, а неустойчивость и эфемерность корабля подчеркивает бессмысленность всего происходящего.

Картина «Корабль Дураков» была верхней частью триптиха, который, к сожалению, не сохранился до наших дней, лишив удовольствия созерцать очередное творение смелого и прогрессивного, мрачного гения иронии и сарказма, Иеронима Босха.

Иероним Босх. Триптих «Сад земных наслаждений». 1515 г.

Это, пожалуй, самая известная работа Босха.  На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.

На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Главная цель художника — показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны»

Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая (как в «Возе сена»), а их соединение Богом. Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только что очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот смотрит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстаёт в облике Христа, второго лица Троицы и воплощённого Слова Бога.

Правая створка получила название «Музыкальный ад» из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом.

лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой.

Студентка университета Оклахомы Амелия Хэмрик в 2014 году предприняла достаточно удачную попытку «расшифровать» эту нотную запись и переложить для фортепьяно, после её опубликования в сети появились записи нескольких любительских исполнений этой композиции

Литературным источником босховского Ада музыкантов считается сочинение «Видение Тундала» (см. ссылку внизу), изданное в Хертогенбосе в 1484 г., подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.

На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой схож с нашим выражением «по тонкому льду».

Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

На внешних створках тоже есть изображения.  В хмурых тонах изображён Мир на третий день после того, как Бог сотворил его из великой пустоты. Земля уже покрыта зеленью, окружена водами, освещена солнцем, но на ней еще нельзя встретить ни людей, ни животных. Надпись на левой створке гласит: «Он сказал, и сделалось» (Псалтирь 32:9), на правой — «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 148:5).

Иероним Босх. Извлечение камня глупости. 1494 г.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине, вопреки ожиданиям, извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. (Впрочем, тюльпаны появились в Европе не ранее 1530-х годов, то есть через два десятилетия после смерти Босха).[2]

В авторстве Босха можно было бы усомниться, если бы не характерный пейзаж на заднем плане.

Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она, скорее всего, служит признаком обмана. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.

 

Итак, теперь вы знаете, в чем смысл самых известных и интересных картин Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего, и можете смело идти на выставку, чтобы увидеть эти невероятные произведения искусства своими глазами.

Кстати, вы можете заранее записаться на бесплатную экскурсию по выставке, а если Вы не записались, все равно есть шанс на нее попасть, если прийти в подходящее время — сотрудники галереи никому этого не запрещают. На выходе с выставки продаются репродукции представленных там картин, открытки и другие сувениры, которые можно купить на память.


Где проходит выставка «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны»:

Лофт-проект «Этажи», Пространство Пятый этаж.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Лиговский пр. 74.

В какие числа проходит выставка «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны»:
05 октября — 01 декабря 2019,
с 09:00 до 21:00.

Цена билета на выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны»:

будни — 200 рублей,
выходные — 250 рублей,
детям до 7 лет — бесплатно.


Добавить комментарий