За гранью фарса. Некрореализм Евгения Юфита

юфит-некрореализм-нонконформизм-фильмы-смотреть-фильмы-онлайн
Евгений Юфит в Ленинграде. 1986 год

Отечественные 80-е – период бурного нонконформизма. В это время искусством правит эксперимент и импровизация, будь то музыка или театр, живопись или кино. Смешение жанров и стилей за рамками традиций рождает уникальные течения в современной культуре.

Как раз в ту пору на свет народился смелый и странный концепт с мрачным именем некрореализм. У истоков его стоял ленинградский фотограф Евгений Юфит и столь же неординарные сподвижники.

Начиналось всё сумбурно: в пригородных лесах и полях инсценировались безудержные драки с преследованием и убийством манекена, бессмысленная смерть вследствие бессмысленной суеты. Запечатленный на 16-мм камеру абсурд затем монтировался с добавлением случайных кадров кинохроники, приправленный истеричной музыкой.

Этим могло бы и ограничиться, однако была организована целая киностудия под названием «Мжалалафильм», первыми плодами которой стали «Санитары-оборотни» (1984г.) и «Лесоруб» (1985г.). Некрореализм начал обретать форму, причудливую, то ли пугающую, то ли смешную. Циничная натуралистичность, смазанная черно-белой стилистикой кинематографа 20-30х годов, стала отличительной чертой и для последующих короткометражек Юфита, создававшихся на голом энтузиазме, экспромтом.

юфит-некрореализм-нонконформизм-фильмы-смотреть-фильмы-онлайн (1)
Кадр из фильма Евгения Юфита «Папа, умер дед Мороз»

Постепенно некрореализм упорядочивается и обретает более осознанные черты, взрослеет. В «Рыцарях поднебесья» (1989г.) уже нет былой калейдоскопичности, персонажи не столь абстрактны и даже обретают голос. Атмосфера же остается прежней, более того, она усугубляется обилием деталей и намеками на скрытый подтекст, некую тайну и до конца не понятно, было ли там что-то большее чем эстетический эксперимент.

В 1991-м году выходит первый полнометражный фильм «Папа, умер дед мороз», а в 2005-м – последний на данный момент — «Прямохождение». Все позднее творчество Евгения Юфита завораживающе медитативно, и даже предельно издевательская нелепость обставлена, как сакральное знание.

Несмотря на крайнюю сюрреалистичность, некрореализм не преследовал цели шокировать зрителя и, тем более, не пропагандировал убийство или суицид, он убирал от глаз призму стереотипов и предрассудков, дабы показать смерть либо с иронией, либо как возвышенный гротеск.

Творчество в чистом виде, процесс ради процесса. Фильмы, оставляющие зрителя в пограничном состоянии. Недоумение и растерянность в поисках сюжета, смысла. Чистилище подсознания, сумеречная зона разума. Набор эмоций и образов.

Быть может, некрореализм — лишь отражение своей эпохи, когда в воздухе витала идея смерти, как неотъемлемой части жизни — столь же естественной, но куда более продолжительной, зацикленной в себе.

Другие статьи

1 thoughts on “За гранью фарса. Некрореализм Евгения Юфита

  1. […] это кино попытались впихнуть все, что можно: и Козловского с […]

Оставьте комментарий

*