Песня Цоя как панихида по русскому року
В начале августа подмосковная группа «Вопрос» выпустила новый клип на песню «Тайны». И он стал неожиданно философским для поклонников русского рока
Новый клип группы «Вопрос» «Тайны» многих покорил яркими кадрами: тут и пресловутые краски Холли, и популярный нынче цветной дым, да и просто приятная цветовая гамма, создающая атмосферу красивого кино. Но на самом деле идея клипа гораздо глубже, нежели показать идеалистическую музыкальную вечеринку в парке. И вот почему.
Одной из фишек клипа являются сцены в метро. Короткая врезка без подложки студийного трека с банальным, казалось бы, сюжетом: главный герой снимает наушники и оказывается в московской подземке. И все бы ничего, если не одно но — парень с гитарой, поющий в такт шуму поезда «Перемен» Цоя. Эта короткая вставка и превращает клип в почти короткометражный фильм со своим миром и идеями.
Первая из них проста и очевидна: творчество, и в частности музыка, делает нашу жизнь ярче. Сняв наушники главный герой видит мир другим, серым и обыденным, а не буйство красок, коим изобилует остальной клип. Здесь можно проследить параллели с музыкальным видео Хаски на трек «Иуда», запрещенный в Росии. Но если рэпер сравнивает музыку с наркотиком, то группа «Вопрос» говорит о внутреннем мире человека. Именно в пространстве индивидуальных идей рождаются краски жизни, выливающиеся наружу в моменты вдохновения и создания нового. Эту идею музыканты «Вопроса» пропагандируют в каждом релизе: чтобы твоя жизнь была яркой необходимо уметь творить, не сдерживать эмоции и мысли, а реализовывать их, делая мир лучше. И коллектив доказывает это своим примером.
«Но при чем тут Цой и метро?» — спросите вы. Все просто. Это вторая идея, она уже, но не менее важна для музыкантов и в первую очередь для них. Парень с гитарой, побирающийся по вагонам и исполняющий одну из самых популярных в России до сих песен — это олицетворение всего русского рока. Как и герой с гитарой, русский рок находит уже давно не в том красочном мире, где проходят творческие процессы. Он уже стал рутиной, слился с обыденностью: одни и те же люди делают одни и те же песни изо дня в день, из года в год. Поэтому и звучит бессмертный Виктор Цой, песня с тридцатилетней историей. Просто русский рок остановился в развитии, замшел и стал ассоциировать не просто с чем-то скучным, а чуть ли не с постыдным. Такой взгляд на рок-музыку в России, к сожалению, демонстрирует новое поколение. Оно не находит в монотонных альбомах ничего нового для себя и все больше отворачивается от жанра. Именно об этом клип «Тайны», о необходимости посмотреть на рок с другой стороны. Это попытка доказать, что и этот жанр может дарить яркие эмоции, быть новаторским, быть честным и экспериментальным. Эта идея дополняется короткими вставками по ходу всего клипа: кадры, где собирается в картину Мунка разорванный паззл или разбитая голова древнегреческой музы вновь склеивается и играет новыми красками. Эти маленькие сюжеты как раз о том, что именно сейчас, когда русский рок мертв, его можно и нужно возрождать. Но не песнями Цоя, а новыми идеями, которые воплощаются в жизнь в том числе самой группой «Вопрос».
(Материал написан на основе беседы с группой)