Yaroslav Maestro, откровенное интервью о жанрах современной музыки и судьбе отечественного хэви-метала.
Журналист Олег. — Добрый вечер, как вам погода в Екатеринбурге?
Ярослав Маэстро. — С переменным успехом. Екатеринбург довольно тёплый город, несмотря на местный колорит и климат, давно здесь не был, поэтому рад этой встрече. Пока летел, всё думал как он меня примет, оказалось всё многим лучше чем ожидал.
О. — Это здорово, наш город очень гостеприимный к рок-музыкантам. Готовясь к нашему интервью наткнулся в интернете на такую заметку:
«2021 год для отечественной метал сцены ознаменовался появлением новых горизонтов, к числу которых можно отнести, помимо прочего выход дебютного альбома отечественного хэви-метал исполнителя Yaroslav Maestro. Альбом получил название «Художник» по одноимённому стихотворению Иосифа Бродского, а песня на это стихотворение стала заглавной композицией на альбоме и получила название «»Иуды и магдалины». По заявлению некоторых фанатов тяжёлой музыки альбом в своей музыкальной изощрённости и вокальной подаче превзошёл сами Iron maiden в лучшие из годы. Мы не станем утверждать подобного, но очевидным является то, что альбом получился по-настоящему добротным и впитал в себя лучшие черты хэви-метала, а классическое музыкальное мышление и стихи поэтов классиков, на чьи стихи были написаны композиции, вдохнули в жанр хэви-метал новое дыхание. В каком-то смысле альбом стал прорывом и пожалуй одним из самых значимых альбомов на международной метал-сцене, учитывая политические реалии это вполне корректная формулировка».
Как можете прокомментировать данную информацию?
М. — Кратко, лаконично, понятно. Немного пафосно и очень приятно (смеётся).
О. — А если серьёзно?
М. — Хороший альбом получился, я остался доволен.
O. — Хорошо, вы ведь оперный певец по образованию?
M. — Да, и хоровой дирижёр.
О. — Действительно?
М. — Всё так.
O. — Почему вы стали заниматься рок-музыкой и тем более хэви-металом?
М. — Судьба такая. Хэви-метал очень близок академической музыке. Не весь конечно метал, а тот который вышел из второй волны британского хэви-метала и пауэр, симфо. Именно те жанры которые я синтезирую в своём творчестве и которые так или иначе отражаются в моём творчестве.
O. — Предлагаю поговорить о современной музыке, и в большей степени её жанрах.
М. — С удовольствием.
O. — Позвольте я начну с вопроса который меня мучает с тех самых пор как я встретил первые упоминания о вас. У вас в жанре указано «Русский классический тяжёлый метал» что это, можно подробнее об этом ?
M. — Я уже ранее говорил об этом тут всё. Музыка, которую я пишу я пишу опираясь на свои навыки и знания, которые почерпнул из классической музыки, но поскольку работаю я в жанре хэви-метал, то так или иначе опираюсь на традиционные представления о хэви-метал музыке. Ещё одна важная вещь в моём творчестве это русская культура и русский язык носителями и наследниками которых я являюсь, и так или иначе, они получают выражение в моём творчестве. Всё это и дало обобщённое название той музыке, которую я пишу.
О. — Хорошо, cпасибо. Предлагаю поговорить о современных стилях. Что вы думаете насчёт современной музыки?
М. — Я рад что она есть, правда. Это очень здорово что в наше время, такое странное, разное и нелёгкое, музыка остаётся востребованной и нужной людям. Особенно радует что та музыка, к которой тяготеет моя душа и в частности моя музыка востребована и нужна людям. Это очень приятное ощущение когда твои песни слушают, не просто трясут головой на концертах, а слушают по-настоящему с отражением интеллекта в глазах и откликом в сердце.
O. — Любопытно, а почему вы решили что вашу музыку слушают именно так, как вы это вычислили?
M. — Я вижу это по глазам людей в зале, более того я это чувствую. Когда ты поёшь, в этот момент очень многое открывается тебе ты словно вступаешь в контакт с душами окружающих людей. Скажу больше часто ты ощущаешь что твои песни кто-то слушает на расстоянии.
О. — А как это ?
M. — Ты просто знаешь это, внутри тебя что-то начинает происходить, словно колокольчик звенит. Знаете когда смс на телефон приходит, такой сигнал внутри тебя срабатывает и ты понимаешь это.
O. — Хорошо, а если более приземлённо что думаете о современном репе например?
M. — Я вообще о нём не думаю, зачем? Рэп как жанр уже лет 10 как умер и то что мы видим сейчас это уже предсмертные конвульсии.
O. — А, можно подробнее о предсмертных конвульсиях, и как же фраза о том, что рок-н-ролл мёртв?
М. — Заметьте что те из репа кто собирает сейчас хорошие залы работают в основном в «синтетических» жанрах, смешивают рэп и ещё что то, попсу например или тот же рок-н-ролл, реп в чистом виде уже давно стал андеграундном и стал «закрытым клубом» для небольшой кучки любителей. Хотя сам по себе хип-хоп и старая школа репа это очень здорово, в том смысле что сам жанр может быть очень интересен если не делать из него «субкультуру в квадрате» с обилием мата, чернухи и прочей «атрибутики дворовых гангстеров».
O. — Кого из рэперов уважаете, с кем-то из них хотели бы «фитануть»?
M. — Я воздержусь от оценок, но вот песня про море под гитару у одного известного русского рэпера очень хорошая, и про телевизор он ещё пел, ну он сам на гитаре играет, вот он интересный, и есть ещё омская команда из цифр, тоже очень талантливые ребята, хотя вокал слабоват, но тексты там талантливые.
O. — Что скажете про популярную музыку?
М. — Она есть и это тоже факт, но если в ситуации с репом там кризис жанра, то тут скорее сам жанр «кризисный». Я имею в виду что сама популярная музыка, особенно в нашей стране устроена таким образом чтобы нравится людям, запоминаться своей простотой, на этом построен так называемый «феномен хитовости». И это, в конечном счёте ведёт к упрощению и шаблонности в текстах, тематике, да и в самих песнях, которые от зачастую становятся множеством вариантов одной и той же композиции, пародиями на самих себя. Конечно встречаются отличные композиции и даже то что в конечном счёте можно назвать жемчужинами, но это скорее исключения. Конечно есть достойные исполнители и ситуация не во всём так трагична, но подобные тенденции безусловно прослеживаются.
О. — Ну и самое интересное, что думаете про рокеров и рок-н-ролл в целом?
M. — Русский или нет?
О. — О рок-музыке вообще, мировом рок-н-ролле и о русском в частности.
M. — Да, лучше о рок-н-ролле поговорим. Рок в глобальном смысле это сын феникса и уробороса. Вся история рок-н-ролла это постоянное «самоедство» и возрождение из пепла и наше время не исключение, разница только в формах, а их в наше время предостаточно, даже иногда кажется что слишком (смеётся).
O. — Что скажете насчёт русского рока и русских рокерах?
М. — Скажу что не люблю это слово, есть потрясающее слово рок-н-ролльщик, оно мне по душе. Ну, а о мертвых либо хорошо либо ничего, поэтому про рокеров скажу только то что они есть и они все трупы.
— почему ?
— ну это же очевидно, если рок-н-ролл мёртв значит все рокеры восставшие мертвецы, зомби ну или некрофилы, ну поскольку мы этим не занимаемся, то скорее все мертвецы.
— А если серьёзно?
— А если серьёзно, есть Россия, в которой была великая культура, русская культура: Достоевский, Горький Пушкин, Лермонтов, Чайковский, Варламов, Глинка, Шаляпин, Козловский и конечно же Бродский, а потом появились Окуджава, Утёсов и Магомаев, затем Кабзон, Бернес и иже с ними. Но, всё переменилось как появился Высоцкий и приоткрыл то, что следовало бы заткнуть пробкой, собственно с этого момента всё и пошло по наклонной. Хрипы, наркотики, зона, отрицалово и прочее страдание. Вскоре, конечно же нашлись те, кто захотели пойти этим путём, да ещё и с запада через упавший занавес обрушилось всякое, так появилось то, что мы теперь называем русский рок, который в наше время со всеми почестями уже похоронили давно, а он из гроба вылез и помирать совершенно не хочет, хотя уже давно пора… Так сказать от эпохи отмылись, а старая грязь глубоко под кожу впиталась, немного времени нужно чтобы окончательно это всё выветрилось, другое дело метал и рок-н-ролл потяжелее, он более настоящий, свежий вечный, да и музыка почестнее будет.
— А что про метал можете сказать и про металлистов ?
— Метал он как виски с колой, колу запрещают, но от того она только желаннее, а виски с годами становится только лучше, да и хоть и любим мы все водку, а от хорошего виски никто не откажется хотя и напиток вроде на западе придумали. А металлисты наши…очень хорошая аналогия в голове рождается когда заходит речь о металлистах. Представьте себе кучку детей, каждый из которых считает себя номером один. И верят в это и каждый по своему прав особенно в глазах мамы с папой.
— А вы тоже?
— Я в этом смысле самый главный ребёнок, как аутист который кроме себя никого не видит)
— У вас диагноз?
— Шизофрения, так говорят некоторые. Но, как говорит один замечательный философ: доктор, это первый кто наденет халат. Справки нет, но можно напечатать.