Крепость Тронгзунд в Ленинградской области
Далеко не все жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области знают о том, что недалеко от Выборга, в одном из самых маленьких городов России под названием Высоцк, есть интереснейший исторический объект — крепость Тронгзунд.
Шведское слово «тронгзунд» дословно переводится как «узкий пролив». Это название фарватера, ведущего прямо к Выборгу и пролегающего между островами Высоцкий (Уурансаари) и Малый Высоцкий (Равансаари). В самом узком месте ширина этого пролива составляла всего 180 метров.
Впервые укрепления на острове Высоцком были построены в 1710-м году, когда Выборг был осажден русскими войсками. Находившиеся в этом месте артиллерийские батареи были призваны прикрывать русские войска от шведского флота, который мог атаковать со стороны залива и успешно справлялись с этой задачей. Эти укрепления, к сожалению, до настоящего момента не сохранились.
Следующие укрепления на острове Высоцкий были возведены уже в середине XIX века, во время Крымской войны. Прежние укрепления решили не восстанавливать, т.к. основная угроза на этот раз ожидалась с суши. Поэтому в этом месте были сооружены полевые батареи.
Наиболее крупные сооружения на Тронгзунде были построены в период с 1864 по 1867 годы. Для того, чтобы защитить Выборг, здесь были возведены вырубленные в гранитных скалах бастионы, казематы и батареи. Так появилась крепость Тронгзунд в форме неправильного пятиугольника с земляными валами и рвами: четыре ее стороны были облицованы гранитными блоками, а пятая, тыльная сторона, была открытой. В Транзундском редуте и Печерской батарее было установлено шесть 8-ми дюймовых круповских орудий. Также здесь были построены сопутствующие сооружения: казармы, ворота и причалы, склад провианта, телеграфный дом, караульный и офицерский дома.
Крепость Тронгзунд вошла в систему укреплений Финского залива под названием «Морская крепость императора Петра Великого». Впоследствии она не раз усовершенствовалась и обновлялась. Так, в 1870-м году была построена дорога, ведущая от пристани к крепости, и соединявшая все ее сооружения. Позже в Тронгзунде появились двухорудийные мортирные батареи и новые дальнобойные орудия образца 1877 года, а у выхода из пролива были установлены подводные заграждения для судов, а именно — ряжи. Интересным фактом является то, что на протяжении некоторого времени в Тронгзунде Александр Попов проводил свои опыты по созданию «беспроволочного телеграфа».
Военное дело в то время развивалось очень стремительно, и уже к концу XIX века форты уже не считались такими эффективными, как раньше. Поэтому в начале прошлого столетия крепость Тронгзунд была разоружена. В 1939-1940 годах, в ходе Советско-финской войны, на месте заброшенной крепости время от времени происходили бои между советскими и финскими войсками. А во время Великой Отечественной войны здесь был расположен советский гарнизон, который затем находился на месте Тронгзунда еще долгие годы, пока не был лквидирован из-за отсутствия финансирования. В 60-х годах XX века Финляндия взяла в аренду остров Малый Высоцкий и сам пролив Тронгзунд, срок аренды продлится до 2063-го года.
Приехав на место крепости Тронгзунд сегодня, вы увидите полуразрушенные, поросшие травой и деревьями укрепления, которые, тем не менее, производят очень сильно впечатление. Сохранились казематы, земляные рвы и крутины, а также сеть внутренних помещений, по которым можно погулять с фонариком. Кроме того, с мыса открывается красивый вид на залив, а на берегу стоят интересные маяки, по своему виду напоминающие грибы.
Так как довольно длительное время крепость была закрытой военной зоной, ее строения пока еще не замусорены туристами и местными жителями, как многие другие заброшенные сооружения Ленинградской области. Но вместе с тем, и реставрация крепости не проводится, поэтому, если в ближайшее время здесь не начнутся работы по восстановлению этого исторического памятника, вскоре он будет полностью разрушен…
Добираться до крепости Тронгзунд удобнее всего на собственном транспорте: вам нужно доехать до города Высоцк, и проехать по городу к мысу Отрадный, где и располагается крепость. Из Выборга до крепости можно доехать на автобус №139, который отправляется с центральной автобусной станции.
Читайте мои отчеты о других поездках по Ленинградской области:
Здесь можно найти отчет о поездке к Форту Ино в поселке Приветинское и кирхе Св. Марии Магдалины в г. Приморске.
Здесь смотрите отчет о путешествии в такие интересные места, как Большой Гатчинский дворец, усадьба купца Елисеева, красные пещеры в Рождествено, усадьба Рапти, усадьба Заполье в Володарском, Лужский каньон.
А здесь находится отчет о поездке по следующим местам: Крепость Корела в Приозерске, Лосевские пороги, крепость в форме звезды «Осиновая роща», Лемболовская твердыня, озеро Отрадное, Церковь Георгия Победоносца, граница с Карелией).