Рецензия на фильм «Темная башня»
3 августа на широкий экран вышла «Темная башня» — одна из самых ожидаемых кинопремьер сезона. Ожидали которую, впрочем, с некоторой опаской.
По Кингу на сегодня уже сняли больше двухсот фильмов, но подлинными шедеврами стали немногие. Из того, что на слуху – это, конечно же, невероятная «Зеленая миля», «Побег из Шоушенка», «Мизери», «Мгла», «Долорес Клейборн», которые уже признаны киноклассикой. Во всех этих случаях дух книги с хирургической точностью был перенесен на экран. Еще, пожалуй, можно вспомнить отличных «Лангольеров», которых не испортила даже убогая графика начала девяностых, «Бурю столетия» с омерзительно пугающим Андре Линожем, лиричный и почти автобиографичный фильм «Останься со мной» (снятый по одной из немногих кинговских повестей, где напрочь отсутствует какая-либо мистика), ну и еще с десяток кинолент и сериалов (из последних можно похвалить «11.22.63» и первый сезон «Под куполом», потому что потом пошел уже откровенный трэш, к оригинальной книге никакого отношения не имеющий). Поэтому можно представить себе чувства фанатов, когда впервые стало известно о том, что вскоре грядет премьера «Темной башни»! Что такое ТБ? Чтобы было понятно, это своего рода кинговский ответ Толкиену на его «Властелин колец» — эпическая история о борьбе зла с добром.
Итак, кроме нашего мира существует еще множество паралелльных Вселенных. И они, подобно детским игровым кольцам, нанизаны на Темную башню, которая силой своих энергетических лучей удерживает их всех вместе. До поры до времени всё, вроде бы, хорошо, но обнаружился некий злодей Алый Король, который задумал разбомбить Башню и посеять хаос во всех мирах сразу. Ему удается разорвать несколько Лучей, которые скрепляют миры между собой…
Коварным планам Короля должны были помешать стрелки – своего рода ковбои-рейнджеры из параллельного мира (Кинг признавался, что он вдохновлялся образом Клинта Иствуда и классическими вестернами о Диком Западе). Правда, к тому моменту, когда начинается эта история, практически все стрелки уже исчезли – или были убиты, или умерли. Остался только один – Роланд Дискейн, он же главный герой всей саги. Преследуя Человека в Черном, приспешника Алого Короля, Роланд пересекает мертвую пустыню, участвует в перестрелках в лучших традициях Дикого Запада, между делом проникает в наш мир, набирая себе команду из отчаянных ребят, чтобы, значит, не так скучно было странствовать к Темной Башне, и даже встречается со Стивеном Кингом, который оказывается Стрелку кое-чем обязанным.
Сюжет цикла в целом закручен так лихо, что вполне может составить конкуренцию небезызвестному «Лосту». Прошлое, будущее, реальность и вымысел, технологии и магия здесь так плотно нанизаны друг на друга, что временами очень сложно отделить одно от другого. И в этой дикой взрывоопасной смеси, где ковбои сражаются с механическими медведями в компании с безногой негритянкой, а подростки дружат с непонятными существами, похожими на гремлинов, и катаются на говорящих поездах, у которых, похоже, давно уже башню снесло – во всем этом кроется главное очарование кинговской истории. В ней можно увидеть множество знакомых элементов, но все вместе они переплавляются в нечто совершенно особенное.
«Темную башню» Кинг начал писать еще в семидесятых, первая книга — «Стрелок», была опубликована в 1982; затем последовали «Извлечение троих», «Бесплодные земли», «Колдун и кристалл», «Волки Кальи», «Песнь Сюзанны», «Темная башня». А в 2012-м в свет вышла восьмая часть – «Ветер сквозь замочную скважину», действие которой хронологически разворачивалось между четвертой и пятой книгами ТБ. И таким образом, работа над циклом заняла у Кинга в общей сложности тридцать лет! Он (вполне заслуженно, на мой взгляд) называл ТБ magnum opus, делом своей жизни.
Понятное дело, что перенести на экран всю эту махину оказалось весьма непросто. Но, конечно же, на этот лакомый кусочек зарились многие. Еще в 2007 году ходили слухи о том, что Дж. Дж. Абрамс, известный по «Лосту», и большой фанат цикла ТБ, ведет работу над черновым вариантом сценария. Но впоследствии Абрамс решил, что для него это слишком большая ответственность… и от этой идеи отказался.
В 2010 году было заявлено, что экранизировать «Темную башню» будет Рон Ховард в компании с Акивой Голдсманом и Брайаном Грейзером. Эти ребята уже работали вместе, в частности, именно благодаря им мы увидели великолепные «Игры разума» с Расселом Кроу. Как заметил сам Кинг, он ждал подходящей команды, которая бы смогла достойно и бережно перенести на экран сюжет цикла, и Рон с Акивой и Брайаном кажутся ему идеальным выбором. Весной 2011 года на роль Стрелка был утвержден Хавьер Бардем, до этого получивший «Оскара» за роль в коэновской драме «Старикам здесь не место». Но… опять что-то не срослось. Студия «Юниверсал» отказалась от проекта, и «Темная башня» снова зависла в неопределенности.
Но, наконец, свершилось. Все изменилось, когда два года назад за дело взялась «Сони». Режиссерское кресло занял датчанин Николай Арсель, доселе широкой публике неизвестный. Хотя нет! Это же он написал сценарий шикарной «Девушке с татуировкой дракона»! Многих фанатов, наверное, удивил выбор на главную роль чернокожего Идриса Эльбы (особенно если учесть, что изначально Стрелок был кем-то вроде Клинта Иствуда, попавшего в параллельный мир). Главным антагонистом Дискейна, как и в книгах, тут был Человек в Черном – его сыграл Мэтью Макконахи. Еще один ключевой образ мальчика Джейка Чеймберса воплотил Том Тейлор.
Идя в кинотеатр, я думал, как минимум, о двух вещах. Первое – как можно втиснуть в полтора часа экранного времени кинговский восьмитомник? И второе – чем для этого пожертвовали сценаристы и режиссеры?
Во-первых, главный персонаж. Идрис Эльба не подкачал. Он залихватски палил из обоих стволов и заряжал барабаны с такой умопомрачительной ловкостью, что не было и тени сомнения – вот он, настоящий Стрелок! Но больше всего меня убедила какая-то глубинная тоска у него в глазах. Чувство человека, который прожил уже не одну сотню лет, потерял всех своих родных и близких, тех, кого любил и в кого верил. И теперь у него одна-единственная цель – добраться до Уолтера, Человека в Черном, чтобы не дать тому окончательно разрушить Башню. Знаете, такое удивительное сочетание печали и внутренней силы, которая заставляет вставать и идти дальше даже когда все вокруг дымится и валится в тартары. А эти коронные фразы, которые так цепляют в книгах? «Я целюсь не рукой — тот, кто целится рукой, забыл лицо своего отца. Я целюсь глазом. Я стреляю не рукой – тот, кто стреляет рукой, забыл лицо своего отца. Я стреляю разумом. Я убиваю не оружием — тот, кто убивает оружием, забыл лицо своего отца. Я убиваю сердцем».
Во-вторых, Уолтер. У Мэттью Макконахи получилось создать невероятно харизматичного и стильного злодея, смесь чародея и босса какой-то технологической корпорации. Не тратя лишних слов и телодвижений, он методично продвигается к своей главной цели – разрушить Башню и ввергнуть мир (а точнее, миры) в совершенный бардак. Бывают злодеи карикатурные, которые не вызывают ничего, кроме смеха, но Человек в черном к таковым явно не относится. Любо-дорого посмотреть, как он обтяпывает свои темные делишки, попеременно манипулируя людьми и магией.
Конечно, произошло то, чего и следовало ожидать – многие сюжетные линии из первоисточника сюда не попали, также не было и многих ключевых персонажей, которые вместе с Роландом и Джейком отправились в крестовый поход к Башне. Это меня бы разочаровало, если бы режиссер не раскидал по всему фильму множество намеков и отсылок к оригинальному циклу. Надпись «Слава Алому Королю» на стене старинного особняка, некая «Сомбра корпорейшен», заброшенный парк развлечений «Пеннивайз», фотография с отелем «Оверлук»… Это было как бальзам на душу, честно слово! Там, где не было времени раскрывать отдельные нюансы, режиссер обошелся намеками и легкими реверансами в сторону Кинга. Поэтому особенное удовольствие от него получат, наверное, поклонники творчества Короля, но и остальные найдут здесь приятные моменты.
Любителей экшена порадует битва в деревне с тахинами – существами, чьи реальные морды прикрывают маски из человеческой кожи. Те, кому нужно психологизма, найдут его в Стрелке. Как я уже говорил, этот герой получился настолько многослойным и неоднозначным, что по нему можно изучать, что происходит, когда жизнь перемалывает человека, словно зерно в жерновах.
Плюс к этому добавьте неплохо проработанную графику. Конечно, бюджета в 60 млн. маловато для того, чтобы создать полноценный сюрреалистичный мир, по которому в книгах гуляет Стрелок, но… Меня особенно впечатлили две луны над пустыней – сразу ощутил себя в другом измерении по другую сторону экрана!
Если же вам нужно легкое и ненавязчивое зрелище, и вы не читали ни одной книги из цикла ТБ –пожалуйста! Этот фильм вполне можно рассматривать и как самостоятельное произведение, этакий легкий фэнтезийный боевичок, где, если не вдумываться, глубокую кинговскую философию с лихвой заменяет классическое противостояние хорошего Стрелка и плохого Уолтера. А в диалогах Дискейна и мальчика Джейка временами проскальзывает здоровый юмор, с которого я от души посмеялся. Если будете смотреть – оцените обязательно!
Итак, резюме. Из плюсов «Темной башни»: кино снято добротно, с душой, атмосферно. Идрис Эльба порадовал, да и Макконахи, как обычно, великолепен. Минусы: маленький хронометраж, не хватает эпичности, многие сюжетные линии не раскрыты, из-за чего мрачное философское фэнтези сжалось до масштаба подростковой сказки. По-хорошему, конечно, экранизировать этот цикл лучше всего в формате сериала или в нескольких трехчасовых фильмах, как, например, «Властелин колец».
Возможно, этот фильм станет всего лишь приквелом для большой истории, и мы еще увидим Срединный мир и Стрелка, который вместе со своим ка-тетом отправится в путь к Темной Башне. Ну а пока…
Моя оценка – 6 из 10.
Андрей Миловидов