Как удивить самого себя: история альбома «Ayret»

Музыкальный эксперимент — это как алхимия: никогда не знаешь, получится ли философский камень или просто красивый, но бесполезный взрыв в пробирке. С альбомом «Ayret» («Удивление») всё получилось — и ещё как! Это десять крымскотатарских народных песен, которые переродились в смелом сочетании джаза, хип-хопа и цифровых технологий. Да, тут есть живые инструменты, импровизация, бит — и даже искусственный интеллект, который научился петь в духе старинных напевов.
Но это не просто технофолк-эксперимент. Это музыкальный мост между прошлым и будущим, между традицией и современностью, когда древняя песня оживает в новых звуках.
Про идею и концепцию
1. «Ayret» — значит «Удивление». А что в этом альбоме удивило вас самих, когда он уже был готов?
Наверное, больше всего — то, как далеко нас могут унести технологии. Всё создавалось удалённо: мы буквально собирали альбом по кусочкам, на расстоянии, через экраны и облака, в студии собирались пару раз на ревью. Но получилось не просто закончить — но и вывести это все в прод, не выходя из дома, используя современные площадки и сервисы.
2. Народные песни в таком современном звучании — это смело. А были моменты, когда кто-то говорил: «Ребята, да вы с ума сошли!»?
Скорее наоборот — нас подстёгивала эта безуминка! Мы выросли среди людей, которые умеют экспериментировать, умеют объединять казалось бы несочетаемое. Наш народ умеет строить новое, сохраняя дух предков.
3. Как вы объясните человеку, который никогда не слышал ни крымскотатарскую музыку, ни фолк-джаз, ни хип-хоп, что это за альбом?
Это симбиоз прошлого и будущего, души и кода, как если бы старинная песня вдруг проснулась в XXI веке и начала говорить с нами на новом языке. Живые инструменты, бит, джазовая свобода, голос ИИ — всё это сплелось в одну историю.
Про эксперименты и звук
4. Тут есть и джаз, и электроника, и даже ИИ-вокал… Как вы вообще удержали всё это в одном альбоме, чтобы оно не развалилось на куски?
Секрет — в команде: её вкусу и пониманию форм, чутью, где дать волю хаосу, а где — структурировать.
5. Искусственный интеллект, который «поёт» народные песни — это же какой-то музыкальный киберпанк! Как он работает? Он сам «придумывает» вокальные партии или вы его направляете?
О, мы с ним плотно поработали. Сначала учили его произношению, добивались, чтобы речь звучала более менее естественно. Потом декомпозировали каждую песню на части: интро, куплеты, брейкдауны… Собрали всё как пазл — и оживили живыми инструментами. А мастеринг — вообще отдельное волшебство от Fortroyalbeatz.
6. Если бы старые народные певцы услышали «Ayret», как думаете, они бы вас похвалили или сказали: «Ай-яй-яй, что вы сделали с нашими песнями!»?
Ответ: Думаем, они бы нас поняли, мы ведь делаем то же, что и они в своё время — берём всё лучшее из доступного инструментария эпохи. Просто теперь в нашем распоряжении и саз, и синтезатор, и ИИ.
7. Было ли у вас ощущение, что некоторые песни прямо сопротивлялись новой обработке, как будто их нельзя «втиснуть» в современное звучание?
Да, сначала мы много сомневались, долго листали сборник «Янъра къайтарма» («Звучи хайтарма») и подбирали материал. Но современные средства настолько мощные, что в итоге всё подчинилось.
Про работу в студии
8. Сколько раз во время записи кто-то говорил: «А давайте попробуем вот так!» — и после этого всё менялось?
О, бесчисленное количество! У каждого трека — десятки версий. Иногда мы не могли выбрать между ними — вот, например, песня Qara tavuq вошла в альбом в двух разных вариантах.
9. Какая песня далась тяжелее всего? И были моменты, когда хотелось просто всё бросить?
Noğay beit заставила попотеть. Долго не получалась нужная интонация, ИИ упрямился. Но когда всё сложилось — она стала одной из самых любимых. Бросить? Нет, мы кайфовали от процесса, даже в сложные дни.