Любовь без срока давности: Есенин и современные чувства в артбуке с иллюстрациями nastia narisovala

Вообще я не из тех, кто покупает книги «по случаю юбилея». Но тут зацепила обложка. Какая-то неправильная. Будто свет вспыхнул, а потом сразу погас — и ты остался с послевкусием. Оказалось — это сборник Есенина с иллюстрациями художницы с именем «nastia narisovala». Имя наивное, а работы — такие, что внутри всё проваливается.
Полистал — и вдруг понял: это книга не о прошлом, а о том, что происходит прямо сейчас. Просто выражено другими словами, более красивыми, чем мы обычно говорим. Стихи, в которых ты не читаешь, а слышишь. И видишь. В этом, наверное, и магия.
Так что да, купил. И теперь думаю, что это не книга — это зеркало. Только со стихами. А теперь расскажу о главном, о самой книге:
Есть стихи, которые читаешь — и слышишь шаги по осеннему асфальту. Сухой лист под ногами. Холодный палец на кнопке домофона. И будто бы ты живёшь не в XXI веке, а в пространстве между “не ушёл” и “не простила”. Именно таким оказался артбук, вышедший к 130-летию Сергея Есенина — сборник избранных стихов, редких биографических историй и глубоко прочувствованных иллюстраций от художницы nastia narisovala.
Это не просто книга в привычном понимании. Это — разговор. Тот самый, который происходит на кухне в полночь, когда слова вдруг становятся слишком честными, а чай слишком горчит.
Есенин здесь и сейчас
Кто бы мог подумать, что Есенин будет так актуален в эпоху уведомлений и 5G? Но, открывая эту книгу, понимаешь: любовь, страсть, одиночество, тоска по дому, отчаяние и внезапная, светлая вера — всё это с нами. Только язык изменился. А чувства — нет.
Есенин, которого мы знаем по школьным хрестоматиям и мемам про «Клён ты мой опавший», вдруг оживает другим. Не таким уж пасторальным, не деревенским мальчиком в белой рубахе, а тонким, нервным человеком с душой, которую выворачивало наизнанку. И это отчётливо видно в подборке стихотворений, сделанной с настоящим вниманием к интонациям и состояниям.
Это не «всё подряд». Это — только то, что ещё может болеть.
Иллюстрации: визуальный нерв стиха
То, что делает nastia narisovala, — это ни в коем случае не «оформление». Это — соавторство. Её иллюстрации не дополняют стихи, а разговаривают с ними. В них нет попытки “нарисовать, как было”, но есть — как чувствуется. Это визуальный язык эмоций: приглушённые цвета, размытые контуры, точечный свет. И очень много воздуха, которым так трудно дышать в моменты утраты или нежности.
Например, в одной из работ — девушка в вагоне метро. Опустив голову, будто ловит боль между станциями. Это вполне могло быть вдохновлено стихами вроде «Ты меня не любишь, не жалеешь…» — и кажется, весь московский подземный ритм вдруг замирает под гул есенинской тоски.
В другой — почти кинематографичная сцена: письмо на столе, бокал, лёгкий свет на плече. Там не сказано ничего напрямую, но хочется перечитать строки «Прощай, родная, — ты была мне сном…».
Художница находит внутри каждого стихотворения свой микрожанр: где-то это драма, где-то почти нуар, а иногда — тихая лирическая повесть о чём-то безвозвратно ушедшем.
Читаешь глазами, чувствуешь сердцем
Составители артбука не только собрали стихи и добавили иллюстрации — они ещё и снабдили книгу важным дыханием: биографическими справками, воспоминаниями современников, небольшими комментариями, позволяющими взглянуть на стихи не как на школьное задание, а как на эмоциональные документы. Есенин здесь не как бронзовый памятник, а как человек. Со сложной жизнью, с уязвимостью, с любовью — но не фольклорной, а настоящей. Болезненной, живой, настоящей.
Каждое стихотворение звучит как внутренний монолог. Иногда — в твою сторону. Иногда — из твоей же души. Например, строки «Глупое сердце, не бейся…» кажутся не рифмованной строчкой, а командой себе на позднем автобусе после расставания.
Книга, которую хочется подарить… себе
Формат артбука — не случайность. Это издание хочется держать в руках. Ощущать плотность бумаги, видеть, как слова и образы перекликаются на разворотах. Это не то, что читают залпом. Это то, что открывают в тишине. Чтобы прожить, не прочитать.
Книга подойдёт не только тем, кто уже «в теме» русской поэзии. Скорее даже наоборот: это отличный мост к тем, кто к Есенину раньше относился с легким недоверием. Здесь он — живой. Сломанный. Сильный. Нежный.
А что в итоге?
Этот артбук — как свидание с поэтом, которое состоялось спустя сто лет. Вы встретились случайно, но оказалось, что вы говорите об одном и том же. Просто словами из разных эпох.
Если бы Есенин жил сегодня, он, возможно, писал бы посты в Telegram с тем же отчаянием и нежностью. Но, к счастью, он оставил нам стихи. А эта книга — способ услышать их заново.
Для всех, кто ещё верит в силу поэзии. И кто знает, что чувства не имеют срока годности.
Есенин здесь не памятник и не учебник, а живой — с его вечной тоской, светлой болью, нежностью и тем самым словом, которое никак не скажешь иначе. Иллюстрации не сопровождают тексты — они спорят с ними, проникают внутрь, выносят на поверхность эмоции, которых ты сам про себя не знал.
Кому подойдёт? Всем, кто хоть раз любил. Тем, кто умеет скучать по чему-то необъяснимому. И тем, кто хочет почувствовать, что даже в XXI веке стихи могут быть сильнее экрана телефона.
Не полка, а переживание. Не арт, а душа. Очень рекомендую.
Я купил книгу здесь