Мотоцикл на границе: быть или не быть первым в очереди

Друзья, на связи Мотовикинги, а вы когда-нибудь задумывались, почему на одной границе вас радостно машут вперед, а на другой смотрят так, будто вы хотите пересечь рубеж на летающей корове? Вот и мне довелось испытать на себе этот аттракцион, прокатившись через российско-финскую и российско-эстонскую границы.
Картина маслом: на европейской стороне мотоциклиста с улыбкой и уважением пропускают вперед. На российской стороне… ну, давайте скажем так, если вы решите аккуратно проехать сбоку очереди, вас ждет теплый прием в виде гудков, криков «Ты чё, самый хитрый?!» и взглядов, от которых даже стойкий байкер может усомниться в своих жизненных решениях.
Логика есть, но не везде
Аргументы за приоритет мотоциклов звучат вполне разумно:
1. Быстрее проходим границу – пока водитель седана роется в бардачке в поисках паспорта жены, мотоциклист уже передал документы и готов к следующему этапу.
2. Меньше проблем с досмотром – чем меньше багаж, тем быстрее проверка. Контрабандный холодильник в кофрах не спрячешь, да и пограничники это понимают.
3. Технические нюансы – многократные старты и остановки в очереди — верная дорога к разряженному аккумулятору, особенно у тех, кто катает на стареньких “японцах”.
4. Климатические испытания – в отличие от автомобилистов, у байкеров нет роскоши кондиционера или крыши. Дождь, солнцепек, ветер — всё по полной программе.
Но! Есть и противоположные мнения:
• “Тебя никто не заставлял ездить на мотоцикле, вот и стой с нами, раз выбрал этот путь!”
• “У меня в машине тёща, трое детей и лабрадор, а у тебя что – пыльная куртка?!”
• “Все хотят побыстрее, так что будь добр – жди.”
Логично? Возможно. Справедливо? Спорно.
А что говорит закон?
После долгих поисков официальных документов на эту тему я понял, что загадка приоритета мотоциклов на границе сродни поиску философского камня – все о нем слышали, но никто не видел.
Первоисточники, на которые любят ссылаться в интернете, – это несуществующая Венская конвенция 1973 года, которой в природе вообще нет. Найти ее можно разве что в фанфиках про международное право.
Существуют Женевская конвенция 1949 года и Венская конвенция 1968 года, но ни в одной из них нет ни слова про очередность на границе.
Федеральный закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” даёт расплывчатую формулировку: порядок определяется международными договорами или решениями правительства. А вот решений на эту тему, похоже, нет.
Зато есть практика! Например, на эстонской границе с 2011 года действует электронная очередь, и там официально закреплено преимущество мотоциклистов (категории A и A1). Получаешь талончик – и вперёд, пока автомобилисты возмущённо бурчат в сторону.
Что делать, если вас не хотят пропускать вперед?
1. Не спорить с пограничниками. Даже если бы существовал волшебный документ, объяснять это людям в форме – затея на грани с мазохизмом.
2. Ориентироваться на местные правила. В Европе – пропускают, в России – зависит от конкретного пункта пропуска.
3. Не нарываться на конфликт. Помните, что автомобилисты в очереди уже раздражены, и внезапный мотоциклист, который проезжает мимо, – это как красная тряпка для быка.
Вывод
Мотоциклисту на границе приходится рассчитывать не на законы, а на удачу, адекватность пограничников и здравый смысл. Европа – за, Россия – как повезёт. Но если вы едете в сезон, то запаситесь терпением (и, возможно, лёгким чувством юмора) – пригодится.
Ну а если кто-то найдёт тот самый мифический документ, подтверждающий приоритет байкеров, не забудьте – расскажите нам. Хотя бы ради того, чтобы в следующий раз махать им в окошко на КПП и с улыбкой проезжать мимо километровой очереди.
До встречи на дорогах, братья и сёстры!