Особенности филиппинского правосудия
Главными бедами Юго-восточной Азии являются коррупция и наркоторговля, борьба с которыми, учитывая размах и историческую специфику, ведется, местами, весьма одиозными методами.
Особого внимания в этом плане достойна республика Филиппины, полгода как объявившая войну наркоторговле, в буквальном смысле. Ее инициатором стал Родриго Дутерте, известный своими резкими политическими заявлениями.
Он родился 28 марта 1945 г. в семье будущего губернатора провинции Давао, в 1972 г. окончил юридический колледж в Маниле, с 1977 г. работал в прокуратуре города Давао, а через 11 лет был избран на пост мэра. На этой должности Дутерте показал себя как жесткий и бескомпромиссный руководитель. Поставив себе цель повысить благосостояние граждан, он добился процветания в отдельно взятом городе, третьем по величине на Филиппинах. Главной же задачей было искоренение преступности, в частности наркоторговли и наркомании. В Давао был построен реабилитационный центр, а отказ от пагубной зависимости поощрялся финансово.
Подобный подход, однако, не дал существенных результатов, и тогда Дутерте, при поддержке горожан, взялся за физическое истребление распространителей запрещенных веществ. Так, в начале 2000-х были созданы добровольческие «эскадроны смерти», занимавшиеся линчеванием преступных элементов, в связи с чем Дутерте получил прозвище «Каратель». Игнорируя яростную критику международных правозащитных организаций, он не гнушался лично участвовать в расправах, в чем позже признался.
В 2016 г., баллотируясь в президенты, он честно предупредил: “Забудьте все эти законы о правах человека. Если я окажусь в президентском дворце, я буду делать то, что делал, когда был мэром. А вы, наркодилеры, бандиты и бездельники, вы лучше убирайтесь отсюда, потому что я вас убью. Я вас всех сброшу в Манильскую бухту, рыбок покормить”. Победив 9 мая на выборах, Дутерте не замедлил сдержать данное обещание, применив 23-летний опыт управления Давао на всю страну. С 30 июня на Филиппинах происходит настоящая гражданская война, в ходе которой убито почти 6 тысяч человек, при чем, меньшая их часть – это жертвы силовых структур, около миллиона человек сдалось властям, во избежание казни.
Подобная картина выглядит ужасающе для западных стран. Люди без суда и следствия убивают друг друга, руководствуясь сомнительными доносами. Но Дутерте не собирается отступаться и, по-прежнему, пренебрегает мнением мирового сообщества, при том что 76% филиппинцев одобряют его действия. Выбранные средства могут пугать и возмущать, но их эффективность не вызывает сомнений. Предпосылки таковы, что сложившаяся ситуация требует радикального решения. По официальным оценкам число наркозависимых составляет свыше 3 миллионов человек на 40-миллионное население. С 2006 г., когда на Филиппинах была отменена смертная казнь, наркоторговля набирала обороты, пока не приобрела критический размах, порождая коррупцию, нищету и бандитизм.
В противовес кровавым репрессиям президента Дутерте можно попытаться привести в пример мирные реформы Сингапура и Гонконга, избавившие эти страны от вышеупомянутых проблем, однако то, на что в карликовых государствах ушло ни одно десятилетие, вряд ли осуществимо в масштабе Филиппин. К тому же, Родриго Дутерте не привык бросать слов на ветер и раз уж взялся, то непременно завершит начатое, чего бы ему это ни стоило и в каком бы качестве он ни вошел в историю. Ему удалось преобразить Давао, есть все шансы исправить ситуацию в стране в целом, лишь бы результаты смогли оправдать средства, а прецедент бы оказался назидательным.
1 комментарий для “Особенности филиппинского правосудия”