Интервью с группой “Лимит А”
Редакторы Lasttango.ru взяли интервью у петербургской группы «Лимит А». На вопросы отвечал гитарист и лидер группы – Сергей Евсюткин, который также является автором всего репертуара «Лимит А».
1. Когда и как появилась группа?
Группа образовалась в 2005 году, когда я приехал в Санкт-Петербург из Астрахани. Вопрос о том, чем заниматься в городе-рок-н-ролле не стоял вообще, тем более, что и в Астрахани я играл в известных в городе группах. Закончил кремлевскую музыкальную школу по классу выборного баяна и эстрадно-джазовое отделение (инструмент – гитара) музыкального колледжа. По сути, только сменил геолокацию, но продолжил заниматься тем же делом, что и раньше.
2. Название группы — это концептуальный ход или спонтанная игра слов?
Название группы — это симбиоз того и другого. Когда мы впервые задумались о названии, то непременно хотели, чтобы оно начиналось с буквы «А». Город, в котором появились такие рок-группы, как «Аквариум», «Алиса», «АукцЫон»… Непременно хотелось чего-то подобного. Но ничего не «придумывалось», все было не то, такое ощущение, что все стóящие названия закончились – был лимит на букву «А». К тому же сам я уехал из «А»страхани, когда мне показалось, что дальше музыкально и профессионально мне расти некуда. Все это как-то соединилось и получилось название «Лимит А». И появился основной посыл: мы не ставим перед собой цели – мы преодолеваем лимиты.
3. Что важнее в песне – смысловая нагрузка или грамотная аранжировка?
В русской субкультуре текст, так уж повелось, имеет доминирующее значение. Это объясняется историей русской культуры, корни уходят еще к былинным сказателям. Должен быть сказ, а музыка помогает подчеркнуть ту или иную сюжетную линию на протяжении сказания. Но, на мой взгляд, в вопросе упущена, как минимум, еще одна составляющая песни – музыка. Аранжировка – это «навести порядок на столе», если так можно сказать. Но для начала нужен «бардак», чтобы было из чего создать этот «порядок». Должны быть мелодия, гармоническая и ритмическая основы, текст. Из всех этих составляющих и получается песня. Как три кита, на которых держится Земля. В данном случае эти киты, т.е. песня — мелодия, текст и аранжировка.
4. Какие направления музыки формируют ваш стиль?
Не могу сказать, что мы придерживаемся какого-то определенного стиля. Порой вопрос о стилевой принадлежности группы вводит меня в ступор. Я учился на эстрадно-джазовом отделении, но при этом слушал рок, играл инструментальную гитарную музыку, за что в колледже получил прозвище «неформал». То есть у меня никогда не было узко-направленного «пилева». Я слушал разную по стилям музыку, пропускал ее через себя, поэтому у нас в репертуаре есть роковые, блюзовые песни, и даже немного приджазованные есть, внимание уделяется и сольным инструментальным партиям. На вопрос я отвечу так – наш стиль формирует любая качественная музыка, независимо от стилевой направленности.
5. Музыкальный коллектив – это, прежде всего, команда профессионалов или группа друзей?
Это дружественная группа профессионалов-единомышленников. Не скрою – для меня важно, чтобы музыканты были профессионалами. Это облегчает жизнь! Не надо объяснять на пальцах, что и как играть. Все понимают друг друга буквально с кивка головой. Это важно и на сцене, когда в связи с разными внештатными ситуациями приходится импровизировать буквально на ходу. Но и человеческие качества тоже важны. Ведь музыканты долгое время проводят вместе, они не занимаются музыкой 24 часа в сутки – и без дружеских отношений это не группа, а сообщество по интересам какое-то.
6. Что важнее – процесс (сочинение текстов и музыки) или действие (концерты и записи)?
Тут все просто – и то, и другое.
7. Музыка – это ваше основное увлечение или есть и другие области, в которых реализуются участники?
Музыка – это и работа, и хобби, и развлечение, и заработок. Как поет Константин Кинчев «это все надолго, это навсегда».
8. Ваша бабушка одобрила бы то, что вы делаете?
Интересный вопрос! Думаю, моя бабушка вряд ли бы одобрила. Слишком много дел нужно было делать в деревне, что все и делали. Играть на гитаре – там точно не было (смеется).
9. Что такое по-вашему – творчество?
«Творчество» от слова «творец». Не понимаю тех, кто говорит, «я занимаюсь творчеством» и при этом переигрывают чужие произведения и еще получают за такое «творчество» гонорар. Одно дело – переигрывать произведения других авторов, чтобы что-то почерпнуть, разобрать сложные моменты, понять гармонический рисунок.
Я много «снимал» и учился у других музыкантов. Никогда этого не скрывал. Молодые люди не понимают своего счастья, когда имеют возможность просмотреть видеоуроки в интернете, сходить на мастер-класс любого музыканта. В мое время были перезаписанные сто тысяч раз видеокассеты с видеоклипами (и великое счастье – если с концертами) и видеомагнитофон – вот и вся школа.
На концертах всегда играем наши песни. Совсем недавно (по просьбе) в программу стали включать песню из репертуара группы «Зоопарк» – «Песня простого человека». Когда-то мы записывали ее для трибьюта, но многие, кто ее слышит, особенно, если не знакомы с творчеством Майка Науменко, почему-то думают, что это моя песня, и просят ее исполнить.
10. С какой из рок-групп вы бы хотели оказаться на одной сцене?
Со многими группами, с которыми мечтал поиграть на одной сцене, уже удалось. С «The Rolling Stones», если такой ответ принимается.
11. Чтобы стать успешной группой, достаточно ли только одного таланта?
Чтобы стать успешной группой в России, иногда даже таланта не требуется! (смеется) А вот связи, подкрепленные еще и силой «золотого тельца», играют не менее важную роль в успехе группы – наряду с талантом, конечно.
12. Крутите ли вы спинеры? Должно ли творчество ориентироваться на тренды?
Считаю, что в тренде всегда должно быть качество! Если брать во внимание такой тренд, как суперпопулярная ныне певица Гречка, которая, как прочитал в одном издании «играет русский рок по-новому», то я точно никогда не буду в тренде! (смеется) Но спинер я покрутил (смотрите видео).
13. Уместна ли политика в музыке? Или же искусство должно обращать внимание на другие стороны жизни?
Художник – это зеркало мира. Он отображает всё то, что его окружает, пропуская через себя, и выдает это на холсте, в музыке, стихах, прозе и т.д. Политика – это тоже часть того, что видит художник.
14. Что лучше: играть то, что нравится тебе, в маленьких клубах, или играть то, что нравится публике, на стадионах?
Процитирую величайшего гитариста Карлоса Сантану:
«Где бы вы ни играли – в баре, в церкви, в публичном доме или в Гималаях, – первейшее назначение музыки состоит в том, чтобы дополнять и улучшать жизнь».