Современный российский кинематограф, по моему мнению, лучше всего можно охарактеризовать фразой «красивая пустота». Конечно, далеко не всегда эта пустота красива, но тем не менее, с каждым годом графика становится всё более качественной, декорации — всё более изысканными, актеры — всё более «голливудскими». Ну, а содержание становится всё более нелепым.
Очень не хотелось писать плохой отзыв об этом фильме, потому что, вроде бы, фильм качественный, исторический, столько сил, средств (более миллиарда рублей) и времени (семь лет) на него было потрачено. Да и надоело уже поносить отечественные фильмы. Поэтому я старалась быть максимально объективной. Но создатели «Викинга» сами не оставили себе шанса…
В это кино попытались впихнуть все, что можно: и Козловского с Ходченковой, которые уже всем мозолят глаза; и замедленную съемку, и эффектную графику, там, где она нужна и не нужна; и кровь, и секс, и любовь, и религию, и мистику, и предательство, и месть. Обилием крови и секса, а также самим постером, фильм напоминает «Игру престолов». Атмосферой, внешним видом викингов, и, собственно, названием — «Викингов». Но ни до того, ни до другого, фильм не дотягивает, хотя те сняты в формате сериала. А вместо всего этого лучше бы создатели «Викинга» обратили внимание на объективность и историческую достоверность своего детища.
Режиссер фильма Андрей Кравчук утверждает, что в «Викинге» нет никаких исторических неточностей. То есть, по его мнению, будущий князь Владимир приехал с войском к стенам Киева, чтобы просто поговорить с занимающим престол братом Ярополком, затем пришел к нему с распростертыми объятиями, а какие-то неизвестные люди выскочили из-под лестницы и затыкали того мечами без ведома будущего князя. По мнению Кравчука, Владимир в Полоцке изнасиловал дочь Рогволода — Рогнеду только потому, что викинги напоили его перед боем странным зельем, от которого тот потерял ориентацию и свободу воли. При этом, без его ведома кто-то перебил всю семью Рогнеды, что очень расстроило Владимира.
Более того, все исторические сведения о нескольких официальных женах и множестве наложниц князя Владимира режиссер Кравчук считает ложью, ведь в фильме мы видим одну только Рогнеду. Но это далеко не все. По мнению режиссера, все языческие жертвоприношения совершались без ведома Владимира, а когда тот вдруг увидел одно из них — ужаснулся, хотя, вроде как, вырос среди языческих обрядов и традиций, а после прихода к власти занимался реформированием язычества. Кстати, последнее в фильме очень походит на сектантство.
Какие-либо законы на Руси того времени отсутствуют. В целом, Киевская Русь до прихода христианства, по версии Андрея Кравчука — это сплошная грязь, а Киев — всего лишь небольшой кусок грязи, огражденный стеной. Кстати, смешно в этой грязи смотрится взятая Владимиром в плен жена Ярополка — Ирина, которая в своем легком зеленом платье, сильно контрастирующим с окружающей обстановкой, неизменно остается чистой. И, кстати, ни в какие наложницы Владимир жену брата не брал, они просто иногда беседовали, и Ирина даже вдруг ни с того ни с сего прониклась к нему симпатией. Ну так вот. На фоне всей этой грязи и беззакония появляется христианская Византия, залитая светом, выложенная камнем, неправдоподобно чистая и роскошная. Нет, конечно, нельзя отрицать более высокое культурное развитие Византии того времени и важную роль, которую она сыграла в просвещении Руси. Но в «Викинге» эта разница двух культур раздувается до немыслимых размеров.
Ну и, конечно, самой «исторически достоверной» сценой в фильме можно считать завершающие кадры с крещением славян. Нет, не было никакого сопротивления язычников, никаких репрессий, никаких конфликтов. Все дружно надели белые рубахи, помылись (наконец!) и с абсолютным счастьем на лице полезли в реку креститься.
Принятие христианства самим Владимиром и вовсе выглядит смешно, учитывая, что на протяжении всего фильма мы наблюдали, как он пытается всем вокруг доказать, что не является рабом, будучи сыном рабыни, и в конце все же признает себя таковым (рабом божьим). Ну и было бы не так смешно, если бы нам показали не мечущегося князя, который вдруг принял на себя все грехи и уверовал, а мудрого и сильного правителя, который, руководствуясь в основном политическими мотивами, решился на проведение революционных государственных изменений.
И это только те вещи, которые лежат на поверхности и первыми приходят на ум. А ведь можно еще вспомнить ладьи, плывущие с холма по грязи с викингами на борту; бесконечные нелогичные стычки славян друг с другом и с нелепой маленькой кучкой печенегов; необъяснимое поведение персонажей. Да, кстати, о персонажах. О них, как вы поняли, тоже ничего хорошего не скажешь. К игре актеров, пожалуй, претензий никаких нет, просто их персонажи или слишком идеальны (Владимир, Ирина), или ведут себя иррационально (Рогнеда, Варяжко), а то и вовсе нелепо (викинги, некоторые из которых выглядят, как орки; волхвы, почему-то очень похожие на вампиров), или просто напоминают вплывающие и уплывающие декорации.
В общем, если в начале фильма кажется, что сейчас, возможно, будет что-то интересное и качественное, то под конец уже хочется рвать на себе волосы от увиденного бреда. Поэтому, если вы хотите уберечь свои нервы и мозги, вам не стоит смотреть фильм «Викинг». Если вы все же решились совершить эту глупость, то после просмотра обязательно освежите свои знания по истории Древней Руси и забудьте все, что вы видели.
Лучше посмотреть новый сезон сериала Викинги.
Херня херней