Почему вам не нужно смотреть фильм «Викинг»
Современный российский кинематограф, по моему мнению, лучше всего можно охарактеризовать фразой «красивая пустота». Конечно, далеко не всегда эта пустота красива, но тем не менее, с каждым годом графика становится всё более качественной, декорации — всё более изысканными, актеры — всё более «голливудскими». Ну, а содержание становится всё более нелепым.
Очень не хотелось писать плохой отзыв об этом фильме, потому что, вроде бы, фильм качественный, исторический, столько сил, средств (более миллиарда рублей) и времени (семь лет) на него было потрачено. Да и надоело уже поносить отечественные фильмы. Поэтому я старалась быть максимально объективной. Но создатели «Викинга» сами не оставили себе шанса…
В это кино попытались впихнуть все, что можно: и Козловского с Ходченковой, которые уже всем мозолят глаза; и замедленную съемку, и эффектную графику, там, где она нужна и не нужна; и кровь, и секс, и любовь, и религию, и мистику, и предательство, и месть. Обилием крови и секса, а также самим постером, фильм напоминает «Игру престолов». Атмосферой, внешним видом викингов, и, собственно, названием — «Викингов». Но ни до того, ни до другого, фильм не дотягивает, хотя те сняты в формате сериала. А вместо всего этого лучше бы создатели «Викинга» обратили внимание на объективность и историческую достоверность своего детища.
Режиссер фильма Андрей Кравчук утверждает, что в «Викинге» нет никаких исторических неточностей. То есть, по его мнению, будущий князь Владимир приехал с войском к стенам Киева, чтобы просто поговорить с занимающим престол братом Ярополком, затем пришел к нему с распростертыми объятиями, а какие-то неизвестные люди выскочили из-под лестницы и затыкали того мечами без ведома будущего князя. По мнению Кравчука, Владимир в Полоцке изнасиловал дочь Рогволода — Рогнеду только потому, что викинги напоили его перед боем странным зельем, от которого тот потерял ориентацию и свободу воли. При этом, без его ведома кто-то перебил всю семью Рогнеды, что очень расстроило Владимира.
Более того, все исторические сведения о нескольких официальных женах и множестве наложниц князя Владимира режиссер Кравчук считает ложью, ведь в фильме мы видим одну только Рогнеду. Но это далеко не все. По мнению режиссера, все языческие жертвоприношения совершались без ведома Владимира, а когда тот вдруг увидел одно из них — ужаснулся, хотя, вроде как, вырос среди языческих обрядов и традиций, а после прихода к власти занимался реформированием язычества. Кстати, последнее в фильме очень походит на сектантство.
Какие-либо законы на Руси того времени отсутствуют. В целом, Киевская Русь до прихода христианства, по версии Андрея Кравчука — это сплошная грязь, а Киев — всего лишь небольшой кусок грязи, огражденный стеной. Кстати, смешно в этой грязи смотрится взятая Владимиром в плен жена Ярополка — Ирина, которая в своем легком зеленом платье, сильно контрастирующим с окружающей обстановкой, неизменно остается чистой. И, кстати, ни в какие наложницы Владимир жену брата не брал, они просто иногда беседовали, и Ирина даже вдруг ни с того ни с сего прониклась к нему симпатией. Ну так вот. На фоне всей этой грязи и беззакония появляется христианская Византия, залитая светом, выложенная камнем, неправдоподобно чистая и роскошная. Нет, конечно, нельзя отрицать более высокое культурное развитие Византии того времени и важную роль, которую она сыграла в просвещении Руси. Но в «Викинге» эта разница двух культур раздувается до немыслимых размеров.
Ну и, конечно, самой «исторически достоверной» сценой в фильме можно считать завершающие кадры с крещением славян. Нет, не было никакого сопротивления язычников, никаких репрессий, никаких конфликтов. Все дружно надели белые рубахи, помылись (наконец!) и с абсолютным счастьем на лице полезли в реку креститься.
Принятие христианства самим Владимиром и вовсе выглядит смешно, учитывая, что на протяжении всего фильма мы наблюдали, как он пытается всем вокруг доказать, что не является рабом, будучи сыном рабыни, и в конце все же признает себя таковым (рабом божьим). Ну и было бы не так смешно, если бы нам показали не мечущегося князя, который вдруг принял на себя все грехи и уверовал, а мудрого и сильного правителя, который, руководствуясь в основном политическими мотивами, решился на проведение революционных государственных изменений.
И это только те вещи, которые лежат на поверхности и первыми приходят на ум. А ведь можно еще вспомнить ладьи, плывущие с холма по грязи с викингами на борту; бесконечные нелогичные стычки славян друг с другом и с нелепой маленькой кучкой печенегов; необъяснимое поведение персонажей. Да, кстати, о персонажах. О них, как вы поняли, тоже ничего хорошего не скажешь. К игре актеров, пожалуй, претензий никаких нет, просто их персонажи или слишком идеальны (Владимир, Ирина), или ведут себя иррационально (Рогнеда, Варяжко), а то и вовсе нелепо (викинги, некоторые из которых выглядят, как орки; волхвы, почему-то очень похожие на вампиров), или просто напоминают вплывающие и уплывающие декорации.
В общем, если в начале фильма кажется, что сейчас, возможно, будет что-то интересное и качественное, то под конец уже хочется рвать на себе волосы от увиденного бреда. Поэтому, если вы хотите уберечь свои нервы и мозги, вам не стоит смотреть фильм «Викинг». Если вы все же решились совершить эту глупость, то после просмотра обязательно освежите свои знания по истории Древней Руси и забудьте все, что вы видели.
Лучше посмотреть новый сезон сериала Викинги.
Херня херней